Власти решили переименовать области в «регионы», а районы в «уезды», отдав их в распоряжение исполкомов. Но по экспертному мнению, вместо децентрализации, произойдет концентрация власти в руках президентских сил. Ведь выборы в городах планируются по пропорциональной системе. А сократив число сельсоветов, властям будет легче распродать землю на 100 миллиардов долларов.
Укрупнение административных единиц
До конца второй сессии Верховной рады VIII созыва (17 июля) будут приняты изменения Конституции, касающиеся административно-территориальной реформы. Об этом заявил глава Верховной Рады Владимир Гройсман, который возглавляет Конституционную комиссию.
В частности, районы назовут уездами (по-украински — повітами), а области — регионами. Такие предложения поддержала конституционная комиссия, которая заседала в Администрации президента. Отметим, что количество территориальный единиц сократится. Вместо 490 районов может остаться 120-150 уездов, сократится число сельсоветов.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что реформа отразится на ходе местных выборов, запланированных на 25 октября по всей Украине. «Центральная власть стремится избежать «распыления» бюджетных средств, и сделать регионы более управляемыми, сократив административные единицы», — сказал он в комментарии Голос UA. (Cм. ИНФОГРАФИКУ)
Успеть к выборам
Владимир Гройсман заявил: «Из центра, из области и из уезда, района, все будет отдано максимально вниз. Нам до 15 июля нужно дважды проголосовать». Отметим, что процедура внесения изменений в Конституцию предусматривает, что в течение одной сессии парламента они могут быть одобрены в первом чтении. Затем законопроект проходит проверку в Конституционном суде. Окончательно изменения в Основной закон могут быть внесены лишь на следующей сессии Верховной Рады. В данном случае — в сентябре.
Владимир Гройсман уточнил, что на уровне района и области будет создан исполком. «Есть предложение, чтобы исполком возглавлял человек, который будет назначен депутатами районного или областного совета, соответственно, не из депутатского корпуса, а председатель совета должен быть одним из представителей депутатского корпуса. Это уже означает фундаментальную вещь, что будет два представителя, один будет возглавлять исполнительную власть, другой будет возглавлять представительный орган», — сказал спикер.
Примечательно, что такие нормы содержались в президенстском проекте изменений в Конституцию от 26 июня прошлого года. Законопроект был одобрен Венецианской комиссией, но 11 ноября Глава государства его отозвал.
Кто возглавит исполкомы
Согласно нормам президентского законопроекта и разработанной Владимиром Горойсманом Концепции реформы местного самоуправления, от 1 апреля 2014 года, на уровне областей и районов вместо глав государственных администраций останутся представители Президента с урезанными полномочиями. А исполнительную власть будут осуществлять исполкомы (сейчас – госадминистрации, глав которых назначает Президент по представлению Кабмина).
Главы исполкомов будут назначаться депутатами. Однако, местные выборы, которые всегда проходили по мажоритарной системе, в городах планируют провести по партийным спискам. По словам Владимира Гройсмана, горсоветы будут избираться по пропорциональной системе с открытыми партийными списками.
По мнению эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антона Финько, ведение пропорциональной системы ударит по «Народному фронту» премьера Арсения Яценюка. «Пропорциональная система выгодна президентской политсиле, и "Оппозиционному блоку". Они поделят между собой города Юго-Востока. На Западе шанс попасть в горсоветы получат партии второго эшелона- «Батькивщина», «Самопомоч». А «Народный фронт» со своим низким рейтингом станет аутсайдером», — сказал он в комментарии Голос UA.
Село и люди
Разъясняя принципы формирования территориальных общин, Минрегион подчеркивает, что «ряд новых территориальных общин не смогут обеспечивать на надлежащем уровне предоставление медицинской помощи и специализированного образования. Предусмотрено, что указанные услуги будут переданы на межрегиональный уровень». А пока, средства из этих общин будут передаваться туда, где такая инфраструктура существует.
При формировании общин учитывается их экономическая состоятельность. А для формирования новых территориальных единиц наиболее подходят бывшие райцентры. Но при распределении сел, по принципу 20 километрового расстояния от центров, останутся «белые пятна». «Если белое пятно достаточно велико (более 300 кв. км.)и состоит из нескольких населенных пунктов (не менее 5) и в нем проживает более 3 тысяч жителей, может рассматриваться вопрос создания новой общины», — подчеркивают в Минрегионе.
Вадим Карасев считает, что сокращение числа сельсоветов приведет к оттоку людей из сельской местности. «Если село не попало под распределение административных единиц, медпункты и школы могут быть закрыты, за любыми админуслугами людям придется добираться в центр….или уезжать из села», — сказал он. Отметим, что пока в Украине действует 10,3 тыс. сельских советов.
Земельный вопрос
«Землю в Украине всегда распределяли те, кто находится при власти. Пока общины не сориентировались в своих полномочиях, власть может перехватить инициативу. Тем более, что земельные вопросы будут сосредоточены в руках укрупненных общин», — сказал Вадим Карасев.
Напомним, что Глава Администрации Президента Борис Ложкин анонсировал снятие моратория на продажу земель сельхозназначения в начале будущего года. «Рынок земли должен появиться достаточно быстро. Мораторий может быть снят уже с 1 января 2016 года. Очень на это надеюсь», — заявил Ложкин в апреле.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник Руслан считает, что крестьянам она не достанется. «Земля — это последний ликвидный актив, который имеется в распоряжении украинских властей. В результате свободной продажи, большинство площадей окажется в распоряжении небольшой группы землевладельцев. Они будут выращивать культуры, пользующиеся спросом на мировом рынке.- кукурузу, сою. Для такого производства не нужно большого количества рабочей силы. С сокращением рабочих мест уменьшится сельское население. Для развития украинского села не останется социальной базы», — сказал эксперт в комментарии Голос UA.
Цена вопроса — 100 миллиардов долларов?
Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения в Украине впервые был введен в 2002 году. В ноябре 2012 года запрет был продлен до 1 января 2016 года. Согласно Программе деятельности правительства и Коалиционного соглашения до 1 января 2016 года должен быть завершен процесс инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. Министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил: «Общий потенциал земель, которые будут проданы, — 100 миллиардов долларов».
Для сравнения: общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины на 30 апреля 2015 года составила 67,347 млрд. долл. США, что на 2,322 млрд. долларов или на 3,6% больше показателя на начало месяца. Об этом сообщило Министерство финансов. «Цифры катастрофические для нас. Ведь в этом году наш ВВП едва дотянет до 80 млрд. долл. США», — отметил в Facebook директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров.