Димитрий Бабич
18:00 20/09/2014

Аффект присутствия: В Минске подписан меморандум о «донбасском мире». Надолго ли?

На завершившемся сегодняшней ночью в Минске специальном заседании контактной группы по урегулированию обстановки на Донбассе, Украина, Россия, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также представители самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» договорились о полном прекращении огня на всей территории от Новоазовска до Первомайского. Западные аналитики склонны полагать, что это — первый шаг на пути к восстановлению мира и порядка в Донецкой и Луганской областях. Скептики утверждают — речь идет о временном перемирии.

И первые, и вторые по-своему правы. Поистине тупиковая ситуация, сложившаяся на украинском Юго-Востоке, сыграла свою позитивную роль для пресловутого Запада. Очень уж хотелось политикам в Брюсселе и Страсбурге стать некими арбитрами в противостоянии украинской армии и ополченцев. Киев и Москва и ранее решались  на так называемый «открытый диалог», в ходе которого в том же Минске 5 сентября уже были достигнуты определенные договоренности об установлении мира. Но вот ведь в чем дело: тогда Объединенная Европа оказалась не готова к визированию таких договоренностей. Причем по банальной причине — поговаривают, что переводчики допустили ряд ошибок, из-чего европейские наблюдатели мало что поняли в дискуссии сторон.

 На сей раз глава Миссии ОБСЕ Хайди Тальявини фактически констатировала, что «особый Меморандум, подписанный в Республике Беларусь 20 сентября нынешнего года, признается имеющим силу актом и обязывает все заинтересованные структуры к исполнению его основных параграфов».

 Итак, Меморандум состоит из девяти пунктов. В основных из них речь идет о прекращении применения оружия с обеих сторон конфликта, введении запрета на расположение тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачево, Новоазовск, Саханка, при мониторинге ОБСЕ.

Помимо этого, вводится запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в границах зоны безопасности. Также предусматривается «развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей Организации в течение суток с момента принятия данного Меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ».

В тексте есть один пункт, который в Объединенной Европе явно не учли. Согласно так называемому «положению номер девять», стороны обязуются обспечить «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ».

На этом фоне полностью нивелируются достигнутые ранее договоренности украинского президента Петра Порошенко с его зарубежными партнерами о реформировании армии нашего государства. Так, в частности, в ходе переговоров в Канаде и США Порошенко удалось уговорить руководство Североатлантического Альянса в целом и Пентагона в частности поставить в Украину партию современного оружия и обеспечить профессиональными кадрами.

Нынешний «минский» документ был датирован 19 сентября (хотя он подписан сторонами далеко за полночь). Свои подписи под соответствующим меморандумом поставили второй президент Украины Леонид Кучма, посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов, Хайди Тальявини и лидеры непризнанных «ДНР» и «ЛНР» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Насколько это соглашение (меморандум) будет эффективным — пока никто не прогнозирует.

Зато говорят о другом. «Европа явно зарабатывает политические дивиденды, — сказал в комментарии ГолосUA бельгийский юрист Клаус Хофф. — Таким образом, мы самоутверждаемся в Украине, считаем себя миротворцами и создаем эффект своего присутствия в очередной «горячей точке». Главное, чтобы этот эффект не превратился в аффект. Мир объявлен, но надолго ли?».

В этом мнении действительно есть рациональное зерно. Прежде всего, стоит отметить, что пункт номер семь документа «Запрет с момента принятия данного Меморандума полетов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных средств, за исключением БПЛА, используемых мониторинговой миссией ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км» не может быть реализован физически.

Как отмечает в комментарии ГолосUA европейский военный эксперт Юрген Зайденберг (Германия), на «беспилотники» выделено слишком много денег, и отказываться от таких «самолетов» никто не будет.

«Первая партия БПЛА от НАТО уже поступила в зону АТО, — сказал, в частности, он. — Своеобразный «реверс» (возвращение их обратно) Альянсу не выгоден».

Дальше — больше. Один из параграфов гласит: «В течение суток с момента принятия данного Меморандума – отвод средств поражения калибром свыше 100 мм от линии соприкосновения на расстояние не менее 15 км с каждой стороны (за исключением обозначенных ниже), в том числе из населенных пунктов, что даст возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не менее 30 км (зону безопасности)».

Как подчеркивает Зайденберг, этот план является «полнейшей утопией».

«За столь короткий срок нельзя законсервировать такую технику, — отметил он. — Личный состав при таких машинах невозможно даже мобилизовать на какой-либо общий пункт. Стороны это должны были понимать, но почему-то этого обстоятельства они не учли».

И еще один весьма немаловажный момент. Поистине поражает параграф «Запрет на применение всех видов оружия». Только идеалист, включая европейского, может предполагать, что, наводненный тем же оружием регион откажется от использования автоматов, ружей и пистолетов.

«Для этого понадобится то время, которого ни у Украины, ни у пророссийских ополченцев Донбасса, ни тем более у ОБСЕ нет», — сказал Клаус Хофф. — Вероятно, подписанный в Минске очередной документ геополитической силы не возымеет».

Читайте также по теме