В этом году фермеры в Донецкой и Луганской области собрали рекордный урожай зерновых. Правда, из-за разрушенной инфраструктуры и ведения огня в рамках проведения Антитеррористической операции вывезти собранный урожай из неспокойного региона оказалось задачей не из легких. Этим и пользуются мошенники, которые создают фирмы-пустышки и видимость торговли зерновыми. Голос UA решил узнать, что заставляет аграриев идти на сомнительные сделки и почему они соглашаются сотрудничать с властями самопровозглашенных республик.
Сбор урожая под обстрелами
В Донецкой ОГА констатируют: несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки в Донецкой области не закрылось ни одно из фермерских хозяйств. В зоне АТО селяне выходили в поле под минометными обстрелами. Люди говорят, что не могли бросить свои посевы на произвол судьбы, а потому собирали урожай, рискуя своей жизнью.
Большой урожай стал для производителей весомым аргументом для рискованных походов в поле.
«Я живу в селе Врубовка, это в 12-ти километрах от Попасной. Для нас было привычно, когда во время сбора зерновых в километре от нас летали снаряды», — вспоминает местный фермер Андрей Сивкович.
Проблема сбыта урожая появилась в начале августа и у владельца фермерского хозяйства «Рой» Василия Соколенко из города Северская Донецкой области. Хотя город очистили от ополченцев, инфраструктура сильно пострадала: во многих местах были взорваны мосты, разрушены дороги.
«У меня было 800 тонн подсолнечника. Но зернотрейдеры, с которыми я обычно сотрудничал, боялись ехать в наш неспокойный регион. Поэтому я начал искать новых трейдеров. В интернете я нашел фирму зернотрейдера «Никагро». У них была выгодная цена – на 10% больше, чем среднерыночная. Мы договорились о продаже 500 тонн подсолнечника. Но директор фирмы Александр Зиновьев сказал, что деньги не заплатят до выполнения контракта», — рассказывает В. Соколенко.
Фермер говорит, что такие условия контракта иногда действительно прописывают в договорах, и, поскольку альтернативных вариантов у фермера не было, он согласился подождать несколько недель, пока зернотрейдер не продаст зерно экспортеру в Николаевском порту.
В итоге, заключив договор на 2,375 млн. грн., фермер получил только 265 тыс. грн.
«Я решил разобраться, в чем дело — позвонил в налоговую инспекцию в Николаевскую область и выяснил, что в этой фирме работает только один человек – директор. Он нанял студентов – секретаря, бухгалтера, снял офис в бизнес-центре и занимался бизнесом», — говорит В. Соколенко.
Позже оказалось, что «Никагро» работала с несколькими десятками фермерских хозяйств в зоне АТО. Обманутые фермеры написали коллективное заявление в милицию, обвинив горе-зернотрейдеров в мошенничестве в особо крупных размерах. Но следствие движется очень медленно, и земледельцы теперь подозревают, что правоохранители вступили в сговор с мошенником.
«В налоговой документации черным по белому написано, что за последний год компания ничего не продавала и не покупала. При этом, бросив нас на деньги, трейдер заработал десятки миллионов гривен. Куда пропали эти деньги? Почему налоговая не проверяет злоумышленника – логического объяснения нет», — говорит В. Соколенко.
«С ополченцами можно договориться»
Голос UA позвонил директору «Никагро» Александру Зиновьеву, но тот общаться с журналистом отказался, сославшись на занятость.
Наш источник в правоохранительных органах Николаевского городского управления внутренних дел на условиях анонимности рассказал, что Зиновьев не хочет общаться с журналистами не просто так:
«В материалах уголовного дела есть свидетельство о том, что у Зиновьева во время обыска был изъят блокнот, в котором содержались записи о том, кому и сколько денег он передавал в качестве взяток. В частности, там написано, что Зиновьев передал в налоговую инспекцию в сентябре 120 тыс. грн., а в следующем месяце – еще 140 тыс. грн.; около 100 тыс. грн. он принес в прокуратуру. Поэтому дело и не двигается с места», — рассказал он.
Мы позвонили в Следственное управление финансовых расследований территориального органа Государственной фискальной службы Украины, но там вопрос о мошенничестве комментировать отказались, сославшись на тайну следствия.
«Мы все показания дали, следствие ведется. Но нам от этого ни холодно ни жарко – убытки возмещать некому. Налоговая видела, что фирма занимается черными делами. В декларациях же все видно. Будем подавать в суд на них»,- говорит В.Соколенко.
Фермеры говорят, что разочарованы тем, что государство не вошло в их положение и ничем не помогло в ситуации, когда нужно было вывезти товар из регионов с разрушенной инфраструктурой.
«Так называемое правительство ДНР предлагало продавать им зерно и подсолнечник за нормальные деньги, и многие фермеры стали сотрудничать с ополченцами, чтобы не потерять свой урожай. Ведь от украинских властей никаких предложений не поступало», — говорит луганский фермер Сергей Ясенев.
Жители Донбаса уверены – если бы правительство сделало реальные шаги навстречу им, фермерам бы не пришлось заключать сомнительные сделки с мошенниками. Ведь озимую пшеницу в зоне АТО смогли посеять только те аграрии, которые смогли договориться с властями самопровозглашенных республик. Другие так и остались ни с чем.