Юрий Шпак
07:00 06/03/2017

Активы украинских олигархов в ОРДЛО: что национализирует «ЛДНР»? (ТАБЛИЦА)

«Национализация» предприятий украинских олигархов с 1 марта со стороны власти ЛДНР выводит конфликт на новый уровень. Последствия этого шага еще до конца не просчитаны сторонами. Война с ДНР-ЛНР сегодня переходит в новую стадию – экономическую…

Гибридная суть конфликта на Донбассе проявлялась не только в скрытом участии военных РФ и непонятном статусе воюющих сторон, но и в извращенных экономических отношениях. Чего стоит только «контролируемые предприятия на неподконтрольных территориях». Оккупированная часть Донбасса превратилась в черную контрабандную дыру с определенными выгодополучателями. В доле были  руководители ДНР-ЛНР, их московские кураторы, и, конечно же, украинские чиновники и часть силовиков.

Непонятно как долго могла бы продолжаться подобная ситуация, если бы не развернувшаяся в последний месяц  блокада железной дороги между Украиной и ЛДНР.  Она спровоцировала нешуточные споры и скандалы в украинском политическом поле – почему спустя три года от начала военных действий Украина по-прежнему зависима от оккупированных территорий?

Очевидно, ответ следует искать в олигархическом базисе украинской власти, когда собственная шкура дороже государственных интересов. Особенно ярко это прослеживается на примере некогда самого могущественного олигарха Украины Рината Ахметова, который сыграл не самую последнюю роль в начале военных действий на Донбассе. Первоначально все выглядело как банальный региональный шантаж, но когда в процесс включилась РФ, Ринат Ахметов потерял рычаги управления ситуации. В итоге его бизнес-империя была пущена под нож и уже вряд ли возродится.

Ринат Ахметов

Итак, Ринат Ахметов — центральная фигура сложной конструкции «треугольных» отношений ДНР-РФ-Украина. Свой среди чужих, чужой среди своих. Ринат Ахметов под ноль сравнял капитализацию собственного бизнеса. Если его активы в 2013 году до начала боевых действий оценивались в 15 млрд долларов США, то сейчас не более 2,3 млрд (Блумберг оценивает в 3,66 млрд долларов). Сейчас к нему уже появляются вопросы  по «Укртелекому». Пока Ахметов является ситуативным и удобным партнером для Петра Порошенко, но с каждым месяцем войны и блокады, донецкого олигарха все больше засыпает угольная пыль истории. Последний его шанс — парламентские перевыборы и роль младшего партнера у Виктора Медведчука. Тем не менее, сегодня Ринат Ахметов, по оценкам журнала «Бизнес», является вторым бизнесменом Украины по совокупным отчислениям в государственный бюджет – 11,32 млрд грн по состоянию на 1 октября 2016 года. 

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/1.jpg" /> /> Виктор Нусенкис

Очередной «православный олигарх» близкий к РФ, там в данный момент и проживает.  В июне 2015 годаСБУ установила факты финансирования деятельности группировки "ДНР" со стороны подконтрольных Януковичу и Нусенкису коксохимических заводов "Макеевкокс" и "Ясиновский коксохимический завод", которые расположены в Донецкой области.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/2.jpg" />


Семья Януковичей

Став Президентом Украины Виктор Янукович решил потеснить Рината Ахметова на олигархическом  Олимпе, и стал постепенно обрастать активами. Роль главного распорядителя семейного клана занял старший сын  Януковичей  — Александр. Стоит ли говорить, что все они покинули Украину и сохраняют влияние на свои активы.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/3.jpg" />

Ефим Звягильский

Старейший депутат Верховного Совета Украины, собственник шахты им. Засядько, на которой произошло несколько обвалов и взрывов метана, унесших человеческие жизни – с 1999 года погибли около 280 горняков. В последний раз авария произошла в 2015 году – погибло 34 человека. Сегодня шахта Засядько находится на территории ДНР, и Ефим Звягильский вынужден прикладывать все возможные усилия для сохранения актива. В конце января 2017 года там произошел очередной инцидент, когда 203 человека оказались заблокированы в забое из-за проблем с энергоснабжением. Никто не пострадал. 

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/4.jpg" />

Борис Колесников

Борис Колесников был одним из столпов режима Януковича, занимал должность министра инфрастурктуры. Запомнился всем проектом покупки поездов «Хьюндай» для украинской железной дороги. До 2013 года активы Бориса Колесникова оценивались в 810 млн. долларов. Фабрика «Конти» до сих пор наплаву, только прошла перерегистрацию у боевиков ДНР.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/5.jpg" />


Андрей и Сергей Клюевы

Война раскидала братьев — с февраля 2014 года Андрей Клюев подался в бега. При Викторе Януковиче Клюев был не последним человеком  — работал руководителем Администрации президента, первым вице-премьером и секретарем СНБО.

Его родной брат Сергей сегодня до сих пор остается народным депутатом Верховной рады, сейчас внефракционным.  «Укрподшипник» — главный актив братьев, не генерирует никаких доходов и фактически является банкротом с нераспределенным убытком на начало этого года в 1,2 млрд. гривен.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/6.jpg" />

Николай Янковский

Семья Янковских в 2010 году продала Дмитрию Фирташу «Стирол». Сам Николай Янковский был депутатом  Партии Регионов и сегодня полностью лоялен ДНР. Предприятие производит медикаменты.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/7.jpg" />

Игорь Коломойский

Один из крупнейших украинских олигархов не имел значительных активов на Донбассе – при всем его желании, его туда не могли пустить. Тем не менее, два предприятия на не контролируемой Украиной территории есть. Это Стахановский завод ферросплавов (совместно с Виктором Пинчуком), а также часть активов Луганскгаза. К слову, по данным журнала «Бизнес», Игорь Коломойский является самым крупным налогоплательщиком-предпринимателем в Украине – 12,76 млрд грн перечисленных в госбюджет по состоянию на 1 октября 2016 года.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/8.jpg" />

Дмитрий Фирташ

Австрийский пленник и активный участник нового «олигархического сговора», приведшего к власти Петра Порошенко, Дмитрий Фирташ основные капиталы заработал на торговле российским газом. Базовые его активы тоже связаны с газом – это облгазы и предприятия производящие азотные удобрения и азот. В ДНР у Дмитрия Фирташа «застряли» крупные производственные мощности – завод «Стирол» (14 000 работников), сегодня простаивающий. Власти ДНР планировали демонтировать мощности завода и вывезти в РФ.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/9.jpg" />

Вячеслав Богуслаев

Один из последних «красных директоров», открыто симпатизирующий РФ – Вячеслав Богуслаев. В свое время он удачно поучаствовал в приватизации жемчужины украинского машиностроения «Мотор-Сич», уникального в СССР предприятия, выпускающего широкую номенклатуру двигателей, как правило, для военных целей.

Само предприятие находится в Запорожье, но одно из ключевых вспомогательных предприятий оказалось на территории ДНР в Снежном. НА нем делаются лопатки для двигателей. Иными словами, без Снежнянскго машиностроительного завода  мощности «Мотор-Сич» сильно «обрезаны». В технологиях предприятия критично заинтересована РФ, поэтому занятие Снежного боевиками было усилено российскими кадровыми военными. Скорее всего, производственные мощности  уникального  предприятия будут демонтированы и вывезены в РФ. 

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/10.jpg" />

Константин Жеваго

Константин Жеваго, один из украинских олигархов второго ряда, близкий к Юлии Тимошенко, умеющий найти общий язык с любыми  представителями власти. Основные активы олигарха в металлургии, добыче руды, машиностроении. В ЛНР застрял у него Стахановский вагоностроительный завод. Завод был захвачен  бандой Паши Дремова.   

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/11.jpg" />

Сергей Тарута

Сергей Тарута сегодня  активный участник политического процесса в Украине. В марте 2014 года в самом начале военного противостояния был председателем Донецкой областной государственной администрации, а сегодня выдвигает инициативы по урегулированию конфликта. Один из старейших олигархов, начинавший бизнес в Донбассе вместе с Виталием Гайдуком еще до Януковича, параллельно с Ахметовым. В ЛНР у Сергея Таруты остались крупные предприятия Алчевсккокс и Алчевский металлургический комбинат.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/12.jpg" />

Константин Григоришин

Константин Григоришин сегодня обладает широким спектром активов, преимущественно в энергетической сфере и машиностроении. По заявлениям бывшего премьер-министра Украины Арсения Яценюка в 2014—2015 годах, Григоришин контролирует украинский энергетический сектор. В ЛНР у Константина Григоришина осталось Луганское энергетическое объединение (в него входят электроподстанции и линии электропередач).

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/13.jpg" />

Виктор Пинчук

Виктор Пинчук в последнее время также отметился своим личным видением разрешения конфликта на Донбассе на страницах американской прессы. На неконтролируемых территориях у него остался только Стахановский ферросплавный завод, который скорее больше Коломойского, чем Пинчука (у них за него  до войны был спор). Сообщались новости о том, что оборудование вырезалось на металлолом.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/14.jpg" />

Валентин Ландык и Владимир Ландик

Валентину Ландыку принадлежал концерн «НОРД», выпускавший в Донецке бытовую технику, прежде всего холодильники, его брат Владимир был интегрирован в систему управления предприятиями. Сейчас предприятия приостановили свою работу. Примечательно, что Владимир Ландик охотно пошел на встречу украинским следователям и давал летом показания против некоторых деятелей Партии Регионов и Александра Ефремова.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/15.jpg" />

Украина

В качестве собственника, потерявшего производственные активы, будет правильно упомянуть и Украину как государство. Государственные предприятия пали первой жертвой террористов.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-03/06/lnYLKpikw0kDPOiQ/image/16.jpg" />

Возможные последствия

Большинство из представленных предприятий уже никогда не будут восстановлены, так как были порезаны на металлолом или по кускам вывезены в Россию. Оставшуюся часть ожидает та же участь. Рынков сбыта в РФ у них нет и не будет – там давно закрыли аналогичные шахты, а своих сталелитейных мощностей хватает с избытком.

Вопрос так называемой национализации, который сейчас поднимают в ДНР, решает ряд тактических задач:

1.    Национализация используется как дополнительное экономическое давление на Украину и ее основных бенефициаров – олигархов. Прямое военное давление пока невозможно. Экономическое обострение прямо ударит по предприятиям на территории Украины (связанные по технологическим цепочкам), что в свою очередь скажется на экспорте Украины и как следствие на курсе гривны.

2.    Закономерное экономическое фиаско данной инициативы для ЛДНР освободит массу мужского населения, которое сможет пополнить истощающиеся военные силы ДНР-ЛНР. При определенных факторах при поддержке со стороны РФ, террористы могут пойти в наступление.

3.    Украинские политики получают очередную площадку «разборок», а власть получает гарантированный и неопровержимый повод сваливать все экономические провалы на блокаду и «национализацию».

4.    Официальный Киев попадает в непростую юридическую ситуацию. Одно дело покупать уголь и продукцию у своих предприятий-налогоплательщиков, другое дело у вышедших за рамки правового поля.

Стартовавшая национализация не может быть инициативой Захарченко. Очевидно, Москва решила пойти на прямое обострение, чтобы ситуация вышла из анабиоза Минских соглашений, так как время работает против Кремля. Об этом говорит растерянность в комментариях, как самого Захарченко, так и его «министров» — они сами не знают, что будут дальше делать. Тем не менее, Украина  получит очередную встряску, последствия которой мы увидим на очередной парламентской неделе, а еще раньше на табличках валютных обменников.

Читайте также по теме