Несмотря на то, что с переходом собора Айя-София в Стамбуле из статуса музея в статус мечети де-юре никакими изменениями для патриарха Варфоломея это не грозит, однако это событие еще раз обратило внимание православной общественности на то, что по факту сегодня Фанар не только не дотягивает до статуса вселенского, а уже и статус Константинопольского патриархата может быть под вопросом. Ведь, если, не спрашивая Варфоломея, президент Турции меняет статус бывшего патриаршего собора, символа Византии и символа патриархата, то что помешает завтра выселить его с Фанара куда-нибудь в глухую провинцию? А юридически все останется на своих местах, конечно.
Еще один тревожный для Варфоломея сигнал: никто не выразил сочувствия, в связи с этим событием Константинопольскому патриарху лично: большинство заявлений представителей православного мира касалось нарушаемого Турцией баланса между христианским и мусульманским миром и озабоченности о том, как бы это не привело к эффекту домино во всем мире. Похоже, общее мнение выразил Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич), отметив, что каноническая УПЦ как никто понимает горечь утраты отобранных храмов: «Никакие политические, геополитические и иные интересы не могут противостоять Его (Божьей) воле. Главное только – не отпадать от Него своими амбициями, властолюбием, ересями и расколами. Господь всегда принимает покаяние и искреннюю молитву».
За океаном, в США все большую автономность и все меньшее желание согласовывать свои действия с Фанаром демонстрирует архиепископ Американской архиепископии Константинопольского патриархата Элпидофор. Он не скрывает ни своего стремительного сближения с Демократической партией США, публикуя откровенные закамуфлированные под социальные доктрины Православия интерпретации предвыборной программы Джозефа Байдена, ни своего участия в качестве агитатора в антитрамповских манифестациях. Дошло даже до разнообразных отступлений от канонов в совершении Евхаристии и пропаганде толерантности к ЛГБТ и заигрываниям с мусульманской общиной.
В Украине томос также трещит по швам. Так, митрополит Луцкий Михаил (Зинкевич) в разговоре с немецким аналитиком Николаем Митрохиным, готовившим аналитический отчет для Швейцарского Центра по изучению безопасности, затруднился назвать точное количество приходов своей митрополии. И этому есть объективные причины: стратегия роста ПЦУ заключалась исключительно в силовых захватах храмов канонической УПЦ, переходов религиозных общин под давлением чиновников местных администраций, а также развитии волны переходов за счет самонаводящихся на власть от информационной кампании приходов. Созидательная часть в стратегии не была предусмотрена – строить собственные храмы ПЦУ не планировала, да и скоротечность предвыборной гонки требовала быстрых результатов.
Но в реальности стратегия провалилась: митрополиты и верующие канонической УПЦ неожиданно для авторов проекта ПЦУ сохранили верность своей Церкви, каденция Порошенко неожиданно закончилась, местные власти на всякий случай прекратили давление, а центральная власть хоть почти и никак не реагирует на силовые захваты в регионах, но никак и не стимулирует и не обещает помощи захватчикам. К тому же, на сегодняшний день вышедший из ПЦУ глава УПЦ Киевского патриархата Филарет пытается в судах восстановить регистрацию УПЦ КП, и, если ему это удастся, ПЦУ останется с тем же, с чем пришла – то есть ничем. Захваченные храмы сегодня пустуют, а завтра – начнут возвращаться в УПЦ. Правда, Петр Порошенко активно раздает политические авансы, обещая реванш «после победы Байдена».
Провал проекта ПЦУ, констатированный аналитиками Швейцарского Центра изучения безопасности, — это серьезный удар и по Константинополю, и по Варфоломею лично. Цепная реакция может привести не только к провалу аналогичных проектов выдачи томосов (по сути – рейдерским захватам Константинополем) Ливанской, македонской и Черногорской церквям, но и более жесткой консолидированной реакции со стороны всех поместных церквей.
Экуменический проект патриарха Варфоломея, нашедший отображение в его социальной доктрине «За жизнь мира», также может обойтись для него неприятностями. «Церковь ведет важные двусторонние диалоги с Римско-Католической Церковью и Англиканским содружеством и молится, чтобы эти диалоги принесли плод полного единства с Церковью. Наша приверженность экуменическим отношениям с другими христианскими конфессиями отражает эту открытость всем», — говорится в п.54 Социального учения.
Но проект предполагает сближение сначала ПЦУ с УГКЦ, а потом и слияние их под священноначалием также Константинопольского патриарха, что само по себе уже недружественно по отношению к Ватикану. Затем, по замыслу Фанара, по такой же схеме можно будет присоединить и всех греко-католиков мира. Несмотря на прохладное отношение Папы Римского к униатам, все же факт претензий патриарха Варфоломея на территорию, собственность и верующих Католической Церкви остается фактом. И неизвестно, чью сторону в этом случае займет тот же Джозеф Байден, католик по вероисповеданию, особенно, если он действительно станет следующим президентом США. Ведь, как и в случае с Порошенко и Филаретом, цели у сторон разные – одно дело расколоть Православие для того, чтобы противостоять России, и совсем другое – позволить папским амбициям Варфоломея раскалывать и рейдерить Католическую церковь, теряя избирателей этой конфессии, которым посвящена отдельная глава программы Байдена.
Немолодой и не вполне здоровый патриарх Константинополя движется к своему логическому закату. Другой вопрос, что за собой он может потянуть и судьбу всего Константинопольского патриархата, противопоставившего себя всему православному миру.