Сразу два запуска межконтинентальных ракет, осуществленные США на прошлой неделе, вновь вернули цивилизованное сообщество к, казалось бы, забытой дискуссии об опасности гонки вооружений. Не проведя необходимых в этом случае консультаций с Организацией Объединенных Наций, Белый Дом отдал распоряжение начать активные ядерные испытания, дабы показать «мощь современного американского оружия». Подобное намерение в буквальном смысле этого слова вызвало шок у руководства доброго десятка стран мира. Впрочем, похоже, тот же Белый Дом такие эмоции игнорирует. И не безосновательно.
В своем недавнем выступлении глава минобороны США Эштон Картер договорился, с точки зрения дипломатии, до полной ереси. В лучших традициях своего ведомства она назвал испытания ракет Minuteman-3 «триумфом силы Америки». Дескать, США, претендующие на роль главной мировой сверхдержавы с мощнейшим ядерным потенциалом, продемонстрировали своим потенциальным противникам способность «модифицировать и совершенствовать» оружие массового поражения (ОМП). Кто именно попал в негласный список «потенциальных противников», Картер не уточнил.
Да этого и не нужно. И дело, здесь, похоже, не только в Северной Корее, на днях испытавшей ракету малой дальности в горном регионе Пхенан-нандо (КНДР). «Соединенные Штаты просто отреагировали на усиление обороноспособности Российской Федерации, продолжение Ираном разработок в атомной сфере и создание Китаем современной системы ПРО, — сказал в комментарии ГолосUA американский политический обозреватель Роберт Коннолли. — Наша страна не желает терять свой вес в международном ядерном клубе, а, значит, никакие ноты протеста в этой связи Вашингтон уже не остановят».
Следует особенно отметить, что из всех государств «ядерного клуба» (кроме США, в него входят Россия, Катай, Индия, Пакистан, Франция и Великобритания), «ноту протеста» в ООН в связи с американскими испытаниями подал только Пекин. Руководство Поднебесной вполне логично предположило, что эдакое «бряцанье оружием» вызовет цепную реакцию. «Нет никаких сомнений в том, что соответствующие испытания собственного ОМП в ближайшее время проведут и другие страны», — отмечено в китайском документе. А вот здесь как раз речь идет о КНДР, не входящей в «клуб». Как заявил накануне лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, Пхеньян, который уже «готов к войне против мирового империализма», выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ответит «внешнему раздражителю» (читайте — США и Японии) наращиванием военного потенциала. Дели и Сламабад пока ограничились нейтральными заявлениями, призвав «абстрагироваться от взаимных угроз и вернуться к тактике сдерживания любого конфликта». В этом контексте любопытна реакция России. Обладая вторым по величине (после США) ядерным потенциалом, Москва внезапно заявила, что запуск Minuteman-3 является личным делом самих Соединенных Штатов, с которыми Россия никогда не воевала и — что самое главное — воевать не собирается. Именно эта позиция сразила наповал как «горячие головы» в Пентагоне, так и критиков России в Западной Европе. «Любители скандалов ожидали, что Кремль предъявит Белому Дому какой-либо ультиматум или в очередной раз произведет собственный испытательный взрыв, — говорит французский военный эксперт Жак Пезе. — Этого не произошло. По всей видимости, Россия действительно полагает, что американская ядерная программа сейчас не направлена против Москвы.
Тогда против кого же? По некоторым данным, «ядерный клуб» не исключает возможности нанесения США превентивных ударов с использованием ОМП в отношении террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ). Но вот ведь в чем дело: масштабы поражения Minuteman-3 позволяют говорить о возможном уничтожении целых регионов в любой точке земного шара. Вряд ли Вашингтон считает ИГИЛ настолько сильным противником, чтобы использовать против него «ядерный козырь».
Как бы там ни было, а сложившуюся ситуацию на своем ближайшем заседании рассмотрит Совет Безопасности ООН. Именно эта структура вправе определить, чем является запуск Америкой пресловутых ракет — демонстрацией силы или демаршем. До тех пор об истинных мотивах Вашингтона аналитикам остается только догадываться.