Андреевский спуск: осторожно, новая мостовая!

На день Киева, который по – традиции отмечается в последние выходные мая, Андреевский спуск снова был открыт для посетителей. Правда, временно. В присутствии делегации от КГГА во главе с ее председателем Александром Поповым, тат включили декоративное освещение и открыли проход для горожан, пообещав, что торжественное открытие известной киевской улицы состоится ровно через неделю. Итак, 3 июня обновленный Андреевский спуск откроют после нескольких месяцев интенсивной реконструкции, начатой ​​осенью прошлого года. Каким же он предстанет перед киевлянами и гостями столицы?

На самом деле, любопытные киевляне, сразу же воспользовались возможностью пройтись по любимому Андреевскому спуску и оценить все прелести реконструкции. Однако, таковых оказалось немного… То, что сразу бросается в глаза: новая мостовая с широкими тротуарами, нарисованные красивые фасады, за которыми скрыты полуразрушенные дома (вероятно, чтобы не портить общей картинки) и несколько новых фонарных столбов, но пока только в верхней части спуска (вероятно потому, что чиновники не собирались проверять освещение всей улицы). Никаких лавочек, благоустроенных уголков для отдыха и обещанных удобств так и не появилось. Вероятно, до них еще не дошла очередь. Как и до реставрации старых зданий, которые вместе с табличками об охранном статусе завесили цветными постерами с утопающими в цветах балконами. Интересно, что перед тем, предусмотрительные строители все же снесли несколько аварийных балконов, – дабы те ненароком не упали на головы туристов.

Но, как оказалось, опасности следует ожидать совершенно с иной стороны — она ​​притаилась под ногами у прохожих. Собственно, в этом плане на «новом» спуске мало что изменилось. Старый булыжник, которым была вымощена мостовая, хотя и не был очень удобным для променада, но был не таким коварным, как новая брусчатка из гранита. Замечание есть и к новым тротуарам, которые после реконструкции стали гораздо шире, чем раньше, но теперь они сделаны из красивой декоративной плитки с абсолютно гладкой поверхностью. Именно поэтому эксперт-реставратор, сотрудник института «Укрндипроектреставрация» Юлий Лившиц считает, что после замены покрытия Андреевский спуск станет  зоной повышенного травматизма и предостерегает не ходить по нему в дождь и зимой. «Когда там выпадет снег, или в любое другое время года пойдет дождь, она будет такая скользкая, что там невозможно будет пройти — люди будут падать и ломать руки и ноги», — предупреждает эксперт.

Можно ли опасного избежать? Ю. Лившиц убежден, что нужно было поискать в архивах разные способы и технологии укладки покрытия. Найти специалистов, и возможно за рубежом, где в исторических центрах европейских столиц очень часто встречается покрытие из булыжника. Посоветоваться с геологами, изучить сложный рельеф и геодезические особенности улицы. И уже после всего этого выбрать такую ​​технологию укладки камней, которая имела бы не только эстетичный и декоративный вид, но и практическую функциональность.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Следовало бы учесть и недостатки последней реконструкции Андреевского, которая состоялась в начале 1980-х годов к празднованию 1500 — летия Киева. Тогда также были проведены работы по замене покрытия на проезжей части, но с использованием кругляка, положенного на улице еще во второй половине XIX века. Интересно, что та часть мостовой, где сохранилась старая кладка — осталась в более-менее нормальном состоянии, а те участки, где камни были переложены современными строителями — «посыпались» уже через 15 лет. Это произошло из-за того, что водные потоки во время больших дождей, несясь сверху с бешеной скоростью, легко выворачивали небольшие булыжники, положенные вместо огромных  камней.

Такая же проблема может возникнуть и сейчас, поскольку строители не придерживались ни одного из известных способов укладки. Новая брусчатка имеет правильную форму и слишком гладкая, но уложена ровными рядами, что противоречит всем существующим технологиям. «Те, кто проводил реконструкцию спуска, изобрели какой-то новый способ. Вероятно, чтобы не заморачиваться, да и времени было слишком мало — поэтому все положили наспех и ровными рядами. Я не хотел бы называть это безобразием, но это так и есть, потому что опасно и недолговечно», — заключает эксперт — реставратор из «Укрндипроектреставрация».

Еще более критично подходит к реконструкции улицы его коллега, бывший главный архитектор Киева (в 1987-1992 гг — ред.) Николай Жариков. В частности, он убежден, что новая декоративная плитка из гранита на Андреевском спуске погубила историческую среду, поскольку не соответствует исторической застройке улицы. Архитектурный ансамбль улицы формировался с середины XIX до начала ХХ в.  – в тот период это была окраина города, а на подобных улицах для строительства мостовых использовался самый дешевый материал — «булыжник». По его словам, брусчатка из булыжника, которая было обновлена на Андреевском 30 лет назад, возможно, и не имела большой исторической ценности, однако полностью соответствовала исторической среде. Она создавала определенную атмосферу, придавала особый местечковый колорит Андреевскому спуску.

«То, что происходит сейчас с Андреевским спуском — конец старого Киева! — печально констатирует бывший главный архитектор столицы. — Мы теряем не только исторический центр, но и историческую среду с ее уникальной атмосферой, которую уже невозможно восстановить. Заменив эту каменную мостовую на обычную декоративную брусчатку из гранита, власть, совершила должностное преступление, которое непременно «отзовется» в будущем», — убежден Жариков.

Читайте также по теме