Заявление вице-премьера Турции Нумана Куртумлуша повергло в шок даже видавших виды аналитиков. Высокопоставленный турецкий чиновник в телеэфире пообещал, что посол Нидерландов никогда не ступит на землю бывшей Османской Империи, а отношения с Евросоюзом Анкара теперь намерена строить исключительно на основе собственных интересов. По мнению представителей западной дипломатии, команда президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана готовит себя в частности и свое государство в целом к международной изоляции.
И вот почему. На прошлой неделе официальный Амстердам отказал самолету МИД Турции в посадке на территории Королевства Нидерланды. Причина этого шага неизвестна – нидерландские власти от соответствующих комментариев пока отказываются. Но факт остается фактом: глава турецкого внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу так и не попал на митинг соотечественников в Роттердаме. Более того: министр Турции по делам семьи и общественности Бетюль Сайян Кая попыталась добраться до запланированного мероприятия наземным транспортом – ее автомобильный кортеж остановили голландские полицейские. Ее назвали «нежелательной иностранкой» и выдворили из страны.
А дальше все пошло, как по хорошо отработанному сценарию кинобоевика. В минувшее воскресенье тысячи этнических турок устроили пикет у здания турецкого консульства в том же Роттердаме. Прибывшие на место инцидента местные стражи порядка были атакованы митингующими: в полицейских летели камни, куски арматуры и бутылки с зажигательной смесью. Правоохранители применили слезоточивый газ и резиновые пули, сообщается о сотнях пострадавших с обеих сторон.
Намерение эмиссаров Анкары провести в Нидерландах встречу с пресловутой диаспорой вполне объяснимо. Уже 16 апреля в Турции будет проведен референдум относительно целесообразности кардинальных изменений в Конституцию страны. Главный вопрос, вынесенный на всенародное голосование, звучит не иначе, как «готовы ли вы признать наше государство президентской республикой»? «Если ответ будет положительным, Эрдоган фактически станет единоличным правителем Турции, — сказал в комментарии ГолосUAтурецкий журналист Акиф Идиз. – Тогда он сможет диктовать свои условия и Европейскому Союзу, и даже США. Но для этого ему необходима поддержка более пяти миллионов соотечественников, проживающих в Объединенной Европе. В Германии и Нидерландах агитация не сработала».
И ведь действительно – не сработала. Возможно, именно поэтому сам Эрдоган опустился до глупых заявлений, назвав немцев «фашистами», а голландцев – «нацистами». «То, что в целях безопасности ни Берлин, ни Амстердам не пошли навстречу Анкаре, еще не значит, что их контактам будет положен конец, — отмечает для ГолосUAевропейский правозащитник Кнут Берг. – Но для ЕС уже прозвучал звонок: Турция выходит из-под контроля Брюсселя».
Накануне стало известно, что Анкара может отобрать у НАТО свою базу Инджирлик и планирует выйти из союзнических соглашений с США относительно специальных операций на территории Сирии и Ирака. «Турция претендует на роль регионально лидера в Северной Африке и на Ближнем Востоке, — подчеркивает американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Куртумлуш отнюдь не оговорился про «Османскую империю»: свое влияние Анкара будет и в дальнейшем распространять на прилегающие к Турции земли. Сейчас главное для Эрдогана – зарекомендовать себя, как сильного политика, которого не интересуют амбиции трещащего по швам Европейского Союза. Эрдоган ликвидирует лагеря арабских беженцев и отправит нелегалов либо восвояси, либо в ЕС». По мнению Питтерса, в ближайшее время Турция может объединиться с рядом исламских государств для противостояния Объединенной Европе.
«В этом случае возможен геополитический конфликт», — говорит эксперт.
А вот кто будет делать ставки на подобный конфликт – вопрос риторический.