Любовь Величко
10:00 21/02/2015

Антикоррупционное бюро: факторы риска и возможности для развития

Вот уже второй месяц в Украине продолжается процесс выборов главы Национального антикоррупционного бюро. Об остальных кадрах, которые должны работать в новой госструктуре, речь пока не идет. В то время, пока правительство возлагает большие надежды на НАК, юристы и сотрудники других контролирующих и правоохранительных органов, относятся к антикоррупционному бюро с легкой иронией. ГолосUA решил разобраться, что нужно сделать для того, чтобы борьба коррупцией не оказалась очередной фикцией.

Корень зла

В Украине существует немало контролирующих органов, которые созданы для того, чтобы следить за порядком в экономическом и в правовом полях. Правда, как показывает практика, чиновники, которые работают в таких структурах, сами ввязываются в противозаконные схемы. Ведь если человек находится на должности, которая позволяет влиять на бизнес-процессы, и при этом получает зарплату, которой не хватает на жизнь, то страна сама подталкивает госслужащих к коррупционным действиям.

"Мы активно боремся с коррупцией, а ревизор с опытом работы получает 2000 грн зарплаты. С надбавками была зарплата 3000 грн. Это центральный аппарат. И это касается налоговиков. Такая низкая зарплата порождает коррупционные риски", — говорит ревизор Финансовой инспекции Ирина С.

Специалист рассказывает, что при таких зарплатах не брать взятки могут себе позволить только те люди, для которых работа не является основным источником дохода или когда муж или жена достаточно зарабатывают, или же когда есть заботливые родители.

"Почти всегда Фининспекция выявляет нарушения. И 90% компаний сами предлагают взятку, чтобы не попасть в поле зрения правоохранительных органов. Все зависит от ревизора",- говорит она.

Мнение инспектора поддерживает заместитель главного бухгалтера главка одной из областей МВД Марина С. (название области и фамилию она попросила не озвучивать, чтобы не лишиться работы). По ее мнению, чтобы избавиться от соблазна, нужно повысить зарплаты сотрудникам контролирующих органов до 8-10 тысяч гривен.

"Инспектор – это человек, который должен быть профессионалом на порядок выше, чем экономист и бухгалтер. А то смешная получается ситуация, когда ревизор с его копеечной зарплатой приходит проверять предприятие, где люди получают 10 тысяч. Чтобы восстановить справедливость, нужно брать среднестатистическую зарплату в экономическом секторе, и добавить еще 20% сверху",- говорит Марина.

Кроме низких зарплат, чиновников подталкивает к коррупционным действиям банальная безнаказанность.

"Я не знаю ни одного уголовного дела при нынешнем УПК, которое можно было бы назвать резонансным – чтобы человек получил законный приговор суда. Все заканчивается если не на стадии предъявления сообщения о подозрении, то в суде. Потому что следствие несовершенно, и любой опытный адвокат может опровергнуть обвинение", — отмечает профессор кафедры уголовного права Национальной академии внутренних дел, доктор юридических наук Василий Шакун.

По словам специалиста, при нынешнем уголовно-процессуальном законодательстве очень сложно привлечь чиновника за коррупционные действия.

"В процесс предоставления права на проведение негласных следственных действий вовлечены следователь, процессуальный руководитель, прокуратура, оперативный сотрудник, руководитель следственного подразделения, а также заместитель председателя или председатель апелляционного суда. Это шесть человек! Для сравнения – раньше это было два человека, в крайнем случае – три. А при нынешних раскладах сказать, где произошла утечка информации, очень сложно.

Кроме того, механизм досудебного расследования сейчас таков, что он фактически не позволяет следователю нормально расследовать уголовное производство. И правда, если на одного столичного следователя приходится 200-400 уголовных дел в год, он априори не может расследовать объективно каждое дело.

"Иногда находят козлов отпущения. То есть, возбуждают уголовные дела не против тех чиновников, которые возглавляли преступные схемы, а тех, которые были лишь винтиками этой схемы",- говорит заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида.

Как убить дракона

В СБУ надеются, что Антикоррупционное бюро станет тем органом, у которого будет достаточно полномочий, чтобы бороться с коррупцией.

"У нас нет законодательно определенной системы органов, которые противодействуют коррупции. Это недостаток законодательства",- говорит научный консультант ГУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины Станислав Шептуховский.

И правда, мировая практика институционного построения судебной системы и системы безопасности включает в себя службу для борьбы с коррупцией. В Германии, Израиле, Эстонии, Испании, Польше такие органы есть. А Федеральное бюро расследований в США является образцом с точки зрения баланса полномочий и задач, которые перед ним поставлены при борьбе с коррупцией.

"Важным аспектом работы Национального антикоррупционного бюро является взаимодействие с СБУ в контексте контрразведывательной работы в инфраструктуре государственной власти. Без помощи СБУ этот орган не сможет работать полноценно",- считает С. Шептуховский.

Оптимизм Службы безопасности не разделяют представители прокуратуры. По мнению прокурора отдела ГУ надсмотра за выполнением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах Генпрокуратуры Украины Виктора Чечерского, явной проблемой Национального антикоррупционного бюро является отсутствие ответственности за не должным образом проведенное расследование.

«Непонятно, кто будет отвечать за необъективное расследование. А когда нет ответственности, появляются коррупционные риски», — отметил В. Чечерский. 

Правозащитники уверены, что без проведения реформы государственной службы, правоохранительных органов, судебной системы и дерегуляции экономики, уровень коррупции в Украине не уменьшится. Ведь если даже на места коррупционеров будут приходить новые честные люди, система со временем будет делать их такими же, как и предшественники.

"Успешная люстрация может быть лишь одним из факторов, которые приведут к уменьшению уровня коррупции. Главными же факторами должны быть устранение условий для коррупции (дерегуляция, увеличение зарплат чиновников) и жесткое наказание за коррупционные действия", — говорит правовед М. Черкасенко.

По мнению заслуженного юриста Украины Юрия Михальского, если бы чиновники и правоохранители четко придерживались Конституции, то не нужно было бы создавать новые органы для борьбы с коррупцией.

"Многое будет зависеть от человека, который возглавит Антикоррупционное бюро. Это должен быть своего рода Робеспьер – человек, который возьмет на себя бремя борьбы с коррупционерами. В конце концов, если он справится с поставленной задачей, то на пенсию ему придется ехать на какие-то острова, чтобы его никто не нашел",- говорит он.

"Нужно создать новое законодательство, которое будет сопутствовать победе над коррупцией. Без этого любые попытки что-то решить, обречены на провал", — добавляет В. Шакун.

Пока же Робеспьера мы не выбрали, и законодательство наше несовершенно, остается только следить за тем, чтобы чиновники придерживались Конституции. И для профилактики самим не брать и не давать взятки.

Читайте также по теме