Десятков обещанных приговоров по коррупции до конца года не оказалось, и по- экспертному мнению, при новой власти все остается по-прежнему. Только сами антикоррупционные органы оказываются в центре коррупционных скандалов…
Пикантная ситуация
Высший антикоррупционный суд (ВАКС) обязал Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) открыть уголовные производства директора Государственного бюро расследований (ГБР) Романа Трубы против руководителя Офиса Президента Андрея Богдана и его заместителя Андрея Смирнова.
Дела должны быть открыты по заявлению адвоката экс-президента Петра Порошенко Игоря Голованя. Тот заявил, что в записях разговоров в кабинете директора ГБР Романа Трубы, которые были распространены в интернете, вероятно, имеется состав уголовного преступления. Директор ГБР обсуждает с посторонним лицом вопрос уголовного преследования Петра Порошенко.
Напомним, 19 ноября в Telegram появился канал «Трубу прорвало», где публикуют аудиозаписи с голосом, похожим на голос руководителя ГБР. В частности, этот голос отчитывается о делах, в которых фигурирует пятый президент Украины Петр Порошенко.
«Андрей Иосифович, я тебе обещаю, что все сделаю!» — в частности говорит голос. Роман Труба отрицает, что на пленке его голос.
Адвокат Игорь Голован считает, что в уголовном производстве, которое НАБУ должно открыть по решению ВАКС речь может идти о вмешательстве в деятельность государственного деятеля, злоупотреблении влиянием, попытке покушения на привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, разглашении данных оперативно-розыскной деятельности.
Пикантности ситуации придает то, что глава НАБУ Артем Сытник сам стал жертвой коррупционного обвинения. Апелляционный суд Ровенской области не удовлетворил жалобу защиты и признал главу Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника виновным по делу об его отдыхе в элитных охотничьих угодьях хозяйства «Полесское-Сарны» в Ровенской области. Пишут, что теперь он, якобы, должен быть освобожден от должности главы НАБУ, поскольку попадает в реестр коррупционеров.
Роман Труба, в свою очередь, должен быть уволен по закону о перезагрузке ГБР, принятому Верховной Радой. Новый директор ГБР сам будет назначать заместителей и утверждать организационную структуру бюро.
А пока он не назначен, исполнять обязанности будет временный руководитель, которого назначает Президент Украины. А пока он будет работать, нового руководителя будет выбирать конкурсная комиссия. Она будет состоять из девяти членов: по три от ВРУ, президента и Кабмина. Правительство назначит своих представителей по рекомендациям международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере противодействия коррупции. Но саму комиссию сформирует Офис Президента.
Следует напомнить, что в связи со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса, с 20 ноября Госбюро расследований переданы уголовные дела, расследование, которых ранее вела Генпрокуратура.
В частности, к ГБР перешли расследования по уголовным делам против топ-чиновников.
Так, согласно ч. 4 ст. 216 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователи ГБР осуществляют досудебное расследование преступлений, совершенных высшими должностными лицами: Президентом, полномочия которого прекращены, премьер-министром, членами Кабинета министров, директором НАБУ, Генеральным прокурором и т.д. Кроме того, ГБР расследует судьями, сотрудниками правоохранительных органов, государственными служащими, должность которого относится к категории «А».
Примерно такой же список должностей содержится в ч. 5 статьи 216 УПК Украины о подследственности Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Таким образом, НАБУ расследует дела против того же круга лиц, что и ГБР, только по другим статьям. НАБУ расследует только коррупцию, а ГБР все остальные преступления.
«До конца года должно быть 20-25 приговоров»
29 августа в Верховную Раду внесен проект закона №114 о закреплении полномочий Президента образовывать независимые регуляторные органы, НАБУ, назначать на должности и освобождать от должностей директора НАБУ и директора ГБР. Однако, 16 декабря СМИ сообщили, что Конституционный суд признал проект закона неконституционным.
Тем не менее, эксперты не исключают дальнейших попыток усилить влияние власти на созданную по требованию Запада вертикаль антикоррупционных органов: НАБУ, Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
По задумке, НАПК должны проверять чиновника или политика на предмет коррупции, НАБУ –расследовать, САП – выдвигать обвинение в суде. А судить должен Антикоррупционный суд.
В октябре Верховная Рада приняла закон, который меняет форму управления Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК), тогда форма управления НАПК была заменена с коллегиальной на единоличную.
Напомним, что нынешний генпрокурор Руслан Рябошапка в июне 2017 года ушел из НАПК с громким скандалом, обвинив главу органа в неэффективности работы. А в этом году, до своего назначения Генпрокурором, Рябошапка заявлял, что до конца года ожидается более 20 приговоров, которые должен вынести Высший антикоррупционный суд Украины. «Если в сентябре начнет работать суд, может быть, до конца года мы увидим несколько десятков первых приговоров… В каком-то документе с обязательствами Украины указано, что до конца года должно быть 20-25 приговоров вынесено ВАСУ. Посмотрим. Думаю, это реально», — говорил Рябошапка.
Эти слова вызвали тогда скепсис у экспертов, ведь судебные разбирательства порой могут длиться годами. 16 декабря конкурсная комиссия избрала главой НАПК Александра Новикова. Но эксперты не ждут прорыва в работе антикоррупционных органов.
Политолог Руслан Бортник отмечает, что НАБУ, ГБР, САП, НАПК появились путем вычленения отдельных функций у классических структур, а именно СБУ, МВД и ГПУ. То есть, от них оторвали часть функций и создали новые органы.
«Мы плодим новые структуры, которые ежегодно стоят Украине миллиарды гривен, но они не дают должного эффекта из-за того, что их функции дублируются. Поэтому НАБУ стоило бы сделать подразделением Нацполиции или Генпрокуратуры. То есть, необходимо пересмотреть количество этих структур, сократить и заставить их работать по системному принципу, а не по кластерному», -высказал мнение Бортник.
Политолог Андрей Золотарёв считает, что при любых реформах все идет по-старому. Дескать, учитывая «эффективность» антикоррупционных органов, все останется так, как было при Порошенко.
«Для Зеленского борьба с коррупцией станет его любимым коньком. Традиционно в Украине всегда борьба с коррупцией означала одно — украинцы борются не с коррупцией, а против своего неучастия в коррупции. Безусловно, крупная рыба не пострадает от такого рода борьбы с коррупцией. Топ-коррупция в Украине латентна, никто сейчас не носит сумки с деньгами, все происходит в офшорах», — подчеркнул А. Золотарев.