Андрей Кислов
16:00 08/06/2018

Антикоррупционный суд: Ошейник надели сами

Иностранные эксперты получили решающую роль в формировании Высшего антикоррупционного суда, а значит, отечественные олигархи и чиновники подпадают под внешний контроль – отмечают эксперты. Не исключено, что имел место шантаж…

«Ждем в Антикоррупционном суде. На скамье»

Верховная Рада приняла закон  о создании в Украине Высшего антикоррупционного суда, который  предусматривает, что международные эксперты будут играть решающую роль в назначении судей.

Блогер Вячеслав Чечило иронизировал: «Петр Алексеевич всегда делает одно и то же: надувает щеки, упирается, ссориться со всеми и… поступает в итоге так, как ему и говорили изначально. Ждем в Антикоррупционном суде. На скамье».

За закон во втором чтении проголосовали 315 народных депутатов.  За ними наблюдал  Президент Петр Порошенко, который присутствовал на голосовании.

Глава государства является автором законопроекта, который изначально предполагал, что при формировании Высшего антикоррупционного суда у международных экспертов будет только совещательный голос, а решение будет принимать Высшая квалификационная комиссия судей Украины  (ВККС).  

Предоставить международным экспертам право вето требовали  западные доноры. Но украинская сторона на это не шла – дискуссии продолжались  с тех пор, как законопроект был принят в первом чтении 1 марта.

Из-за этого Международный валютный фонд не предоставлял транш в 1,9 млрд долларов. Но Президент Петр Порошенко заявлял, что требования  МВФ и Венецианской комиссии  нарушают суверенитет Украины. «Если кто-то может представить, что международные доноры будут формировать украинские суды, то это противоречит Конституции», — заявил глава государства в  интервью Financial Times в марте.

А теперь, выступая перед депутатами, он сообщил о компромиссе. Дескать, новый вариант «полностью соответствует рекомендациям Венецианской комиссии и одновременно полностью соответствует Конституции и законам Украины».

В чем же компромисс? Глава  парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич пояснил, что теперь не менее 3 из 6 членов Совета международных экспертов могут наложить вето на любую кандидатуру, предложенную ВККС.

После этого кандидатуру рассматривают на специальном заседании, в котором принимают участие ВККС и Совет международных экспертов. Если большинство участников этого заседания не поддержат кандидата, он прекращает участие в конкурсе на должность в Антикоррупционном суде.

ВККС состоит из 16 членов, Совет экспертов – из 6, их совместная общая комиссия составит 22 человека. Таким образом, для преодоления вето необходимо 12 голосов. Но  в это число должна   войти, как минимум, половина международных экспертов, иначе вето другой половины из них останется в силе.

Примечательно, что инициировать собеседования с кандидатами на должность судьи может именно Совет международных экспертов.

Это — «жесткий ошейник»

Лидер левого движения Петр Симоненко заявил: «Очевидно, что Антикоррупционный суд, отбор кадров в который будет проходить под непосредственным контролем со стороны Госдепа США, а также ФБР, ЦРУ и т.д. — это «жесткий ошейник». С помощью него западные структуры будут контролировать наших клинических казнокрадов-олигархов и чиновников, а также управлять через них на нашей украинской земле, использовать наш народ, как дешевую рабочую силу для транснациональных корпораций и латифундистов».

Петр Симоненко подчеркнул,  что Высший антикоррупционный суд осуществляет правосудие одновременно в качестве суда первой инстанции и  суда апелляционной инстанции. Кроме того, он будет экстерриториальным. 

Все это  противоречит ст. 17 Закона «О судоустройстве и статусе судей», по которой судоустройство строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности.

«В цивилизованных европейских странах построение судебных звеньев  происходит по принципу распределения судов: там дела рассматриваются по существу, а также в апелляционной и кассационной инстанциях.  Законопроект же предусматривает диаметрально противоположный подход», — сказал он. Политик отметил, что рассмотрение дел в трех судебных инстанциях: первой, апелляционной и кассационной предусматривают все процессуальные кодексы.

Но, согласно принятому Радой закону,  ВАС  станет первой и апелляционной инстанции.  А его юрисдикция распространяется на всю территорию Украины.

Как известно, Высший антикоррупционный суд   завершит создание вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагентство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и  Специализированная антикоррупционная  прокуратура (САП).

В этой системе НАПК должен выявлять информацию о коррупции, НАБУ расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а ВАС  — выносить приговоры.

Срочность из-за американских угроз?

В законе сказано, что Высший антикоррупционный суд будет рассматривать уголовные производства относительно коррупционных преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 45(1) Уголовного кодекса —  Освобождение от уголовной ответственности в связи с действенным раскаянием; ст. 206(2) — Противоправное завладение имуществом предприятия;  209 — Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;  366 (1) — Декларирование недостоверной информации.

Закон также предусматривает, что Высший антикоррупционный суд будет сформирован в течение 12 месяцев и начнет свою работу при условии назначения не менее 35 судей.

Президент Петр Порошенко после принятия парламентом закона призывал  правительство обеспечить финансирование создания Высшего антикоррупционного суда уже в нынешнем году.  «Кое-кто меня критиковал, когда я обратился с просьбой завершить процедуру создания Антикоррупционного суда в Украине уже в 2018 году. Это не обещание. Это наше общее дело. Поэтому я хочу обратиться к правительству и к Министерству финансов открыть финансирование по созданию Антикоррупционного суда», — сказал Президент.

Он также обратился к международным организациям с просьбой предложить своих кандидатов в Совет международных экспертов, который должен играть ключевую роль в формировании суда.

Такую поспешность прогнозировал  бывший одесский губернатор Михаил Саакашвили, который накануне написал в  Facebook, что  американцы предъявили Порошенко ультиматум: или он перестанет саботировать Антикоррупционный суд, или его будет судить суд американский.

«Надо же было быть таким недальновидным и загнать себя в такой глухой угол», – написал  депортированный из Украины политик.

Он прорицает, что  в будущем Президента Порошенко, нардепа от БПП Игоря Кононенко, генерального прокурора Украины Юрия Луценко, министра внутренних дел Украины Арсена Авакова  будет судить именно новый Антикоррупционный суд, подобранный с помощью иностранцев.  «Кстати, в Гватемале совсем недавно такое произошло», — примолвил  Саакашвили.

Читайте также по теме