Западные партнеры рассчитывали, что Антикоррупционный суд заработает до выборов-2019, но этого не будет, — отмечают эксперты. Поэтому не исключено, что не будет и транша МВФ, ради которого все затевалось. Тем более, что с украинской стороны поступают новые концепции…
Вместо полной независимости от власти
Ключевым условием для продолжения программы кредитования Международного валютного фонда (МВФ) является создание независимого Антикоррупционного суда. Причем именно Антикоррупционный суд важнее других реформ. «Это включает энергетический сектор, фискальную политику, принятие закона, создающего сильный и независимый суд. Последнее — критически важно», — сообщил директор департамента коммуникаций МВФ Джерри Райс.
Как известно, в Украине начала работать техническая миссия МВФ. Визит миссии продлится до 22 мая. А украинская сторона предложила МВФ два варианта решения спорного вопроса в законопроекте о Конституционном суде. Но МВФ ни на один пока не согласился, – об этом сообщил СМИ первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики Леонид Емец.
Как известно, создание Антикоррупционного суда прописано в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ. Однако МВФ обнаружил в президентском законопроекте попытку взять суд под контроль, и оставить международным экспертам лишь совещательный голос. Фонд заявил о невыполнении украинской властью обязательств, и не предоставил транш кредита в размере 1,9 млрд долларов, который должен был поступить осенью.
Дело в том, что президентский законопроект написан так, что при формировании суда у международных экспертов будет только совещательный голос, а решение будет принимать Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККС). То есть, совет международных экспертов будет выносить свое решение по каждому кандидату. Но это решение может быть отменено. А это не устраивает западных партнеров Украины.
Леонид Емец рассказал, что украинская сторона предложила новые концепции по праву вето совета международных экспертов относительно избрания отдельных кандидатов на должности судей.
«Первое предложение в том, что общественный совет экспертов, их 7 человек, принимает решение о вето. Согласно этому проценту, которым было принято это решение ВККС, таким же процентом от своих 16 может их преодолеть», — рассказал Емец.
По его мнению, такая система может не сработать. «Второй вариант. Международный общественный совет экспертов дает вето. Если ВККС против этого вето, то направляется на совместное заседание международного совета экспертов и ВККС, которые могут его преодолеть лишь двумя третями голосов», — пояснил он вторую задумку.
Но отчего бы не предоставить международным экспертам полную свободу отбора судей? Президент Петр Порошенко заявляет, что требования МВФ и Венецианской комиссии нарушают суверенитет Украины. «Если кто-то может представить, что международные доноры будут формировать украинские суды, то это противоречит Конституции», — заявил глава государства в интервью Financial Times.
Следует отметить, что Антикоррупционный суд как раз и задумывался как полностью независимый от украинской власти орган, который завершит создание самостоятельной вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагенство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП).
До президентских выборов суда не будет
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что депутаты, вероятно, примут закон о создании Антикоррупционного суда 24 мая.
«Идет дискуссия относительно общественного совета международных экспертов… Комитет должен дать ответ в понедельник. Юридические службы парламента должны его обработать и дать решение. У нас будет шанс во вторник после обеда начать рассмотрение вопроса Антикоррупционного суда, максимум — в среду утром», — сказал Парубий. А «выход на голосование», по его словам, возможен в четверг, 24 мая.
Следует отметить, что президентский проект закона предусматривает, что Высший антикоррупционный суд (ВАС) будет сформирован в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона. Таким образом, суд не сможет приступить к работе раньше президентских выборов, намеченных на март 2019 года. Хотя западные партнеры настаивали, чтобы суд заработал до выборов.
Даже если условие МВФ будет выполнено, у власти останутся рычаги влияния на назначение судей. Директор НАБУ Артем Сытник заявляет, что требования к кандидатам завышены. «Я, честно говоря, не имею знакомых, которые могли бы им соответствовать», — говорит он.
Так, антикоррупционным судьей может быть гражданин Украины не моложе 35 лет, имеющий значительный опыт работы в международных межправительственных организациях или международных судебных учреждениях за рубежом.
«Мы рискуем тем, что вообще никто не подаст кандидатуру, никто просто не будет соответствовать этим критериям», — говорит Сытник.
Политолог Руслан Бортник констатирует, что время властью уже выиграно, даже если все рекомендации западных партнеров будут учтены. «Антикоррупционный суд первые свои решения вынесет не ранее 2020 года. То есть, после выборов. Многие чиновники останутся безнаказанными», — говорит он.
По экспертному мнению, правящая в Украине команда опасалась, что независимый судебный орган сможет оказать влияние на формирование власти, привлекая к ответственности высших чиновников.
«На самом деле, стоит не самый лучший выбор: либо внешний контроль над украинскими политическими элитами, либо сохранение нынешней прогнившей коррупционной системы. Любой вариант будет плохим для Украины», — пояснил он.
Однако полностью избежать Антикоррупционного суда не удалось. От сотрудничества с МВФ зависит получение денег других международных доноров. Так, 28 февраля Еврокомиссия одобрила новую программу макрофинансовой помощи Украине на 1 млрд евро. Но предоставить деньги обещают только, когда продолжится кредитование от МВФ.
Как известно, меморандум о сотрудничестве Украина и МВФ подписали в марте 2015 года. По нему в течение четырех лет Фонд должен был выделить Украине 17,5 млрд долларов. В рамках этой программы украинское правительство получило четыре транша на общую сумму 8,7 млрд долларов. В апреле 2017 года Фонд выделил Украине четвертый транш на 1 млрд долларов и прекратил кредитование. Так уже случалось ранее — программу разрывали после третьего транша, но на этот раз власти ожидают выделение нового транша в 1,9 млрд долларов после создания Антикоррупционного суда.
Впрочем, международный экономист Андерс Аслунд считает, что МВФ и Евросоюз в этом году не дадут Украине новых кредитов. Дескать, у них нет доверия — «украинская власть заботится о собственном обогащении, а не о благосостоянии населения».
«Я бы не ожидал, что до выборов Президента, которые состоятся в 2019 году, МВФ или Европейский союз дадут Украине кредиты. Поэтому гривна будет оставаться слабой», — заявил экономист.