Панамский офшорный скандал вызвал законотворческую реакцию ряда политических сил. Если одни подошли к вопросу формально, то другие выполнили задание на отлично, получив мощный инструмент давления на власть.
Батькивщина: офшоры пишем, НДС в уме
Фракция «Батькивщина» подошла к вопросу «деофшоризации» системно, подготовив два законопроекта – один базовый (на 136 листов и вносящий изменения в 55 законов), и дополнительный, обеспечивающий изменения в Налоговом кодексе. Согласно Регламенту ВР, все изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы оформляются отдельными законами. Законопроект №4380 Юлии Тимошенко называется «О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях».
Что ж, о государственном суверенитете декларация была уже, а на 25 году государственного строительства мы вспомнили о суверенитете налоговом.
Тимошенко назвала своей законопроект «качественной компиляцией мирового опыта».
Документ и сопроводительные материалы к нему производят впечатление системности и проработанности. Видно, что его писала/компилировала группа профессионалов в сфере международного налогового права.
С точки зрения нормотворческой техники, законопроект содержит в себе очень много новых отсылочных конструкций, которые запутывают украинское законодательство. Например, пункт 31.8:
«Норми Глави 70 Цивільного кодексу України «Управління майном»…. застосовуються з урахуванням положень цієї статті».
Иными словами, читая Хозяйственный или Гражданский кодекс нужно иметь ввиду новеллы, прописанные в другом специальном законе. И хотя это допустимо, не лучше ли сразу сделать ремарку в кодексе?
Закон вводит новую юридическую категорию «анонимная компания». Такая конструкция редко встречается в правовом поле других стран и в некоторых случаях является синонимом особого типа акционерного общества.
Также законопроект вводит интересную дефиницию «политически значимого лица» (ПЗЛ), которая определена в конвенциях ООН и директиве ЕС. Дан перечень таких лиц – президент, его помощники, депутаты и их помощники, руководящие чиновники аппарата ВР, премьер министр, министры все их помощники и советники, главы органов самоуправления и их исполкомов и целый ряд других чиновников центральных и местных органов власти.
Также в законопроекте подробно прописано понятие «траста». Как известно, услугами подобного института воспользовался президент Украины Петр Порошенко.
Определение офшорной налоговой юрисдикции было прописано с учетом правовой базы ОСЭР.
Согласно законопроекту, низконалоговой (безналоговой) считается иностранная юрисдикция, в пределах которой доход, прибыль, капитал (его прирост) освобождаются от налогообложения или облагаются налогами по ставке, не превышающей двух третей (или 1/3? – законопроект написан небрежно, с опечатками) аналогичной ставки налогообложения в Украине.
Все хозяйствующие субъекты, которые будут пользоваться офшорными юрисдикциями, подпадут под налогообложение, названное «офшорной пошлиной» в размере до 20%.
Предложенный закон предполагает, что предприятие должно само проверять своего контрагента на принадлежность к офшорным компаниям. Так называемый принцип надлежащей предусмотрительности (due diligence). Для этого хозяйствующим субъектам нужно будет самостоятельно собирать, и находить необходимую информацию.
Для облегчения работы с офшорными компаниями буде создан Единый государственный реестр офшорных юрисдикций и типов офшорных компаний (Реестр офшоров)
Запрещается передача в аренду или приватизация государственного имущества и земли офшорным компаниям, включая управление таким имуществом. Запрещается также заключение договоров концессии и государственно-частное партнерство.
Офшорным компаниям запрещено принимать участие в государственных закупках.
Законом также устанавливается ряд ограничений для офшорных компаний в банковской сфере, а также запрет заниматься любой деятельностью подпадающей под лицензирование.
Нужно отдать должное авторам – законопроект сопровождается отлично составленной пояснительной запиской, содержащей массу цифр и убедительных аргументов.
В разделе «Финансово-экономическое обоснование» авторы обещают годовой прирост ВВП Украины на 10% и рост доходов бюджета на 68 млрд грн.
Изменения в Налоговый кодекс Украины, которые идут в пакете с вышеуказанным законопроектом вызывают ряд вопросов. Под шумок антиофшорной темы, в законопроекте, почему-то попадаются не касающиеся темы разделы.
Так предлагается убрать из кодекса понятие «производственной дотации из бюджета», которая предназначалась производственному предприятию для поддержания финансово-экономического положения. Конечно, это потенциально коррупционная норма, а что если речь идет о военном предприятии? Это в условиях фактической войны такое предлагается?
Или, например, зачем в разделе «бюджетное возмещение» убирать автоматическое возмещение НДС. Вернем ручное управление?
Особую благодарность Юлии Тимошенко, наверное, скажут работники сельскохозяйственных кооперативов, доход которых в виде кооперативных выплат собираются обложить налогами, приравняв их к дивидендам.
Оппоблок: простить все за 15%
После панамского скандала не остался в стороне и Оппозиционный блок. Законопроект №4413 был инициирован Натальей Королевской и касался внесений изменений в Налоговый кодекс.
Схема оппозиционерами предложена нехитрая. Вводится специальный налог с операций с офшорными юрисдикциями. Платят все, кто оплачивает товары или услуги в пользу офшорных компаний. Ставка 15 процентов от суммы платежа. Олигархи просто должны на руках носить Оппозиционный блок за такую щедрость.
Мищенко: посадить чиновников
Справедливости ради следует вспомнить еще один законопроект №4439 народного депутата Мищенко Сергея, неофита БПП. Он предлагает не заморачиваться налогообложением или ограничением офшоров, а сразу сажать с конфискацией имущества.
Основание для привлечения к криминальной ответственности — открытие офшора и получение через него прибыли. Правда, наказание может угрожать только чиновникам и представителям правоохранительных органов. Остальным Сергей Мищенко пользоваться офшорами разрешает.
Власть на паузе
Описанные выше законопроекты это инициатива оппозиционных политических сил. Что касается текущей позиции власти, то пока она взяла паузу.
По словам Президента Украины Петра Порошенко, запрещать офшоры никто не будет, но шаги по ограничению их деятельности правительство сделает.
Среди них:
— присоединение не позднее 1 января 2017 года Украины к Международной межведомственной конвенции по обеспечению доступа Украины к счетам нерезидентов;
— внесение в парламент законопроектов о внедрении статуса иностранных контролированных компаний. Если уровень налогообложения компании, имеющей бенефициаров в Украине, будет более чем в 2 раза меньше украинских нормативов, налоги нужно будет заплатить в Украине.
— проведение судебной реформы.
— имплементация антикоррупционного законодательства, улучшение инвестиционного климата.
Если подытожить правительственную позицию, то она основана на работе в правовом поле закона о трансфертном ценообразовании, принятом еще во времена Януковича.
Но проблема в том, что украинская исполнительная власть и ее фискальные органы не умеют и не хотят использовать механизмы трансфертного ценообразования.
По словам эксперта по вопросам налоговой политики Института общественно-экономических исследований Юрия Федчишин, наша налоговая и правовая системы не умеют работать со многими международными фискальными инструментами, и просто скопировав их получить результат невозможно.
Детальных методик в Украине нет. А для трансфертного ценообразования необходим анализ биржевых котировок, сопоставление операций разных компаний, анализ различных ценовых баз данных и т.д. Это не НДС и откаты пилить. Наша налоговая в этом отношении интеллектуально ущербна.