Доходную и расходную часть госбюджета увеличили на 18%, посчитав новые налоги и рост расходов на содержание власти. При этом эксперты сомневаются в реалистичности основных показателей документа, созданного по указке МВФ, ведь бюджет нынешнего года не выполняется.
На Кабмин – плюс 32%, на Раду — плюс 18%
Верховная Рада планирует рассмотреть доработанный проект госбюджета 22 ноября. По словам председателя Верховной Рады Андрея Парубия, работу парламента 22 ноября, вероятно, придется продлить после 18.00. Спикер подчеркивает, что бюджет следует принять до 1 декабря, поскольку от этого зависит получение макрофинансовой помощи.
Напомним, что в зависимости от принятия сбалансированного бюджета зависит предоставление кредита Международного валютного фонда (МВФ). А от него зависят кредиты Всемирного банка и Европейского Союза.
Бюджет уже прошел первое чтение в октябре. И при подготовке к первому чтению депутаты предложили увеличить расходы госбюджета на общую сумму 2,2 трлн грн. Но этого не произошло. Ко второму чтению Кабинет министров увеличил доходы и расходы государственного бюджета на лишь на 18 млрд грн. Планируется, что доходы в 2019 году составят 1 026 млрд грн (ранее было — 1 008 млрд грн). А расходы госбюджета составят 1 112 млрд грн. что также на 18 млрд грн больше первоначального варианта. Предельный объем дефицита остался на уровне 2,3% ВВП, как и требует МВФ.
На сайте Министерства финансов, объясняется, что в том числе повышены ожидаемые поступления от налога на прибыль предприятий, рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа, увеличения цены на газ для бытовых потребителей и т. д.
Примечательно, что ко второму чтению, предусмотрено увеличение расходов на Кабинет министров и Верховную раду. В частности, в сравнении с проектом, который был принят в первом чтении, расходы аппарат Верховной рады предлагается увеличить на 18% — с 1 млрд. 667 млн грн до 1 млрд 964 млн грн. На секретариат Кабинета министров расходы вырастут на 32% — с 829 млн гривен до 1 млрд 99 млн грн.
Экономист Виктор Скаршевский заявляет: «Бюджет на 2019 год является антисоциальным» Он считает нереалистичными основные показатели, заложенные в документ. Так бюджет на 2019 год был рассчитан исходя из таких макропоказателей: рост ВВП — на 3 процента, до 3 трлн 950 млрд грн; инфляция — 7,4 процента; средний курс доллара — 29,4 грн.
Отметим, что при расчете бюджета на нынешний, 2018 год инфляция прогнозировалась на уровне 9 процентов, а среднегодовой курс доллара — 29,3 грн, а в конце закладывалась стоимость доллара в 30,1 грн.
«Инфляция в реальности составит 10-11%. К показателям инфляции, которые закладываются в бюджет, привязаны все социальные расходы и индексация социальных стандартов, но они будут меньше индексироваться, чем реальная инфляция. Экономия расходной части бюджета будет осуществляться за счет бедных граждан», — прогнозирует экономист.
Он отмечает, что бюджет нынешнего года не выполняется. Дескать, если посчитать реальный дефицит госбюджета (с учетом недофинансирования), то за 9 месяцев он составил 65 млрд грн, или в 9 раз больше, чем показывает официальная статистика.
Экономист полагает, что сдерживать рост дефицита бюджета помогает урезание расходной части. «Недофинансированы практически все основные расходные статьи. Исходя из процента недовыполнения плана, наименее приоритетные направления для правительства, это – здравоохранение (-44% от плана), экономическая деятельность (-32%), прежде всего, сельское хозяйство (-39%) и культура (-31%)», — отметил Скаршевский, подчеркнув, что показатели дефицита госбюджета на 2018 год были согласованы с МВФ, и правительство не может выйти за границы утвержденных цифр.
Антисоциальный бюджет
Виктор Скаршевский констатирует: «Бюджет на 2019 год является антисоциальным. Рост расходов на социальные нужды предусмотрен только на 5%». Он напоминает, что то цена на газ для населения выросла на 23,5%, а сумма, заложенная правительством на субсидии населению, снижена. В итоге будут снижать количество субсидиантов и суммы по выплатам субсидий»,- сказал А. Скаршевский.
Отметим, что в первоначальном проекте бюджета на 2019 год расходы на жилищно-коммунальные субсидии были снижены с нынешних 71 до 55 млрд грн. И ко второму чтению эта сумма не изменилась. Уменьшение расходов на субсидии авторы в правительстве поясняют совершенствованием порядка предоставления выплат и повышением адресности.
А из 55 млрд грн, направленных на субсидии, 20 млрд правительство намерено выплатить получателям субсидий «живыми» деньгами. В надежде на то, что они потратят их на оплату именно коммунальных услуг.
Пока такой практики не было. А задолженность населения за услуги ЖКХ с 2015 года увеличилась на 232% (с 11 до 38 млрд грн). При этом ожидается повышение всех тарифов. После повышения цены газа на 23,5% министр социальной политики Андрей Рева прогнозировал повышение тарифов на теплоснабжение и горячую воду на 16%.
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский подчеркивает заявления о том, что цена газа поднята всего на 23,5%, — лишь политический ход, ведь с 2014 года тарифы на газ выросли на 1000%. А тарифы на отопление за это время выросли на 1100%.
По мнению председателя Счетной палаты, рост инфляции, вследствие подорожания газа приведет к замедлению роста зарплат, а также проблемам на потребительских рынках.
«Замедляется рост реальных доходов населения, происходит стагнация в отраслях, производящих продукцию потребительского спроса, уменьшается объем поступления иностранных инвестиций», — перечислил Валерий Пацкан.
А политолог Андрей Золотарев констатирует, что «в бюджете остается мизер на социальные программы». «По сути это бюджет консервации бедности в стране. В нем нет драйверов экономического роста»,- говорит политолог. При этом он отмечает, что расходы на правоохранительные структуры повышаются, хотя «эффективность из работы оставляет желать лучшего».
Затраты на силовиков в проекте госбюджета (80,07 млрд грн) на 12,7% превышают объемы образовательной субвенции. Расходы только на прокуратуру составят почти 7,2 млрд грн – это в полтора раза выше, чем бюджет Национальной академии наук (4,7 млрд грн). СМИ отмечают, что еще пять лет назад, в 2013 году, расходы на Генпрокуратуру и НАН были одинаковыми.
Проект государственного бюджета составлен таким образом, что расходы на оборону и правопорядок вырастут на 31,5 млрд грн (на 27%) до 209,5 млрд грн (5% ВВП). Более 82 млрд грн (на 24,4% больше, чем в 2018 году) направлено на статью «общественная безопасность» — то есть на полицию и другие структуры.
Обеспечение деятельности силовиков вырастет на 14,9 млрд грн. Наибольшими темпами повышаются расходы на аппарат МВД и полицию (на 30,6% или на 9,67 млрд грн), Управление госохраны (на 20,4% или на 0,21 млрд грн), Госпогранслужбу (на15,6% или на 1,46 млрд грн), СБУ (на 15,5% или на 1,26 млрд грн). На обеспечение деятельности прокуратуры и судов выделяется 23,6 млрд грн.