В мае сотрудники «Киевского метрополитена» и «Киевпасстранса» призвали столичные власти повысить стоимость разового проезда с 8 гривен до 21 гривны в метро и до 25 гривен в наземном транспорте. Также транспортники предложили альтернативу повышению стоимости — это увеличение дотаций, которые покроют текущие долги и убытки предприятий.
Столичный мэр Виталий Кличко уже дал понять, что подорожанию проезда быть, добавив, что сегодня себестоимость проезда в разы выше текущего тарифа.
«Действительно, проблема есть. Выступали профсоюзы (транспортной отрасли — прим. Ред.). Себестоимость проезда – более 15 гривен, ближе к 20. И у нас самый дешевый вообще среди других европейских городов проезд в общественном транспорте… Наша транспортная отрасль дотационная, почти 3 млрд гривен мы платим из бюджета для того, чтобы закрывать эти вопросы. То есть транспортная отрасль работает в минус, и бюджет города покрывает эти расходы. Однозначно могу сказать, что не 20 и не 25 гривен будет», – заявил Кличко.
Мэр пообещал, что в вопросе будущего тарифа городская власть будет «стараться делать как можно меньшую цену, чтобы общественный транспорт был доступным для передвижения людей».
Объясняя предстоящее подорожание, Кличко сказал, что в Киеве «нужно строить метро, повышать зарплату работникам транспортной отрасли, ремонтировать и строить дороги, мостовые переходы и развязки». Наряду с текущими тарифами процесс тормозят и другие факторы, включая отсутствие государственной компенсации за проезд льготников.
«К сожалению, нам не компенсирует проезд в транспорте льготникам Кабмин. Предусмотренные государством расходы городского бюджета на компенсацию льготного проезда в 2019 году составили 248 миллионов гривен, в 2020 году – 489 миллионов гривен, на 2021 год запланированы расходы в сумме 803 миллиона гривен», – рассказал мэр.
Каждый раз, когда речь заходит о стоимости услуг, наши чиновники апеллируют к высоким европейским ценам и «очень низким» украинским. Но тут нужно не сравнивать себя с Европой, а брать во внимание, какой процент от доходов граждан составляют траты на проезд. Нужно искать ресурс на дотации, повышать доходы населения и развивать экономику. Нужно также эффективно использовать потенциал транспортных предприятий, вместо постоянного повышения тарифов.
По словам эксперта по вопросам транспорта Вячеслава Коновалова, до полумиллиарда гривен зарабатывается на рекламе в столичном метро, но этот бизнес «отдали отдельному коммунальному предприятию».
Эксперт указал еще на один потенциальный источник доходов — МАФы вокруг станций метро.
«Существуют целые «городки» МАФов вокруг станций метро. Они зарабатывают деньги. Метрополитен генерирует пассажиропоток, а доходы получают другие. Там сумма выше полутора миллиарда гривен в год. При этом метрополитен убыточный, все зарабатывают за счет его, а платить должны пассажиры», – отметил Коновалов.
Ну а пока из-за карантинных ограничений в Киеве упал пассажиропоток и метро нужна поддержка.
«Если ранее метро перевозило 1,5 миллиона пассажиров в день, то сейчас — до миллиона граждан. Кроме того, если взять временной период с 2018 года, то корзина потребительских цен выросла на 30%. То есть цены выросли, а метрополитен закупает много товаров, которые тоже значительно подорожали. Начиная от средств для уборки и заканчивая запчастями. Кроме того, подорожала электроэнергия. Поэтому все эти составляющие должны быть заложены в тариф. Также в стоимости проезда должна быть учтена минимальная заработная плата, которая, кстати, тоже выросла. То есть в новый тариф должны быть заложены зарплата сотрудников, коммунальные услуги и самые необходимые ремонтные работы», — заявила заместитель начальника коммунального предприятия «Киевский метрополитен» Наталья Макогон.
По ее словам, метрополитену из-за пандемии необходимо дофинансирование в объеме 1,5 миллиарда гривен.
«У нас есть такой показатель, как недополучение дохода. Для того, чтобы до конца этого года метрополитен работал в обычном режиме, и обеспечивал все полноценные перевозки граждан, нам необходимо дофинансирование в объеме приблизительно 1,5 миллиарда гривен. Если их недополучить, то пострадает коллектив метрополитена. Мы переводим весь наш административный корпус на четырехдневную рабочую неделю для того, чтобы сэкономить часть средств и перенаправить их на заработные платы. Поэтому наши сотрудники обратились к депутатам Киевсовета с просьбой рассмотреть вопрос повышения стоимости проезда» ,- объяснила Макогон.
Аналитик Руслан Бизяев отмечает, что если подорожает метро, то автоматически подорожает проезд и в наземном коммунальном транспорте. Тарифы пересмотрят и частные перевозчики. Собственно, подражание уже состоялась в некоторых столичных маршрутках.
«Дорожает электроэнергия, дорожает и топливо. То есть, не может дорожать одно и дешеветь другое, особенно на фоне последних событий с Беларусью. Рост цен у нас происходит перманентно», — говорит эксперт.
Как говорилось выше, городские власти обещают проезд ниже 20 гривен, но не называют точную цифру, так как идут подсчеты.
«Сейчас мы ищем компромиссные варианты, чтобы удовлетворить ожидания обеих сторон – пассажиров и транспортников […] Нам нужно все это детально подсчитать, проанализировать, предусмотреть льготы, скидки. Только после этого мы сможем выносить стоимость проезда на публичное обсуждение», – заявлял в конце мая первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник.
Также чиновники пока не могут ответить на вопрос, поднимут ли тариф до конца лета.
«Скорее все, так и будет. Есть отработанная процедура обсуждения и утверждения новых тарифов на проезд, она займет примерно столько времени», – говорит Поворозник.
Эксперты же говорят, что проезд может подорожать до 15 гривен.