Несмотря на заявления президента и его команды о намерениях «жить по-новому», на деле эти слова остаются пока пустым звуком. Прежде всего – за счет привлечения к работе «проверенных кадров», взращённых и выпестованных свергнутым всего полгода назад диктаторским режимом. Только неопытный и наивный наблюдатель может поверить, что потемкинская деревня из «новых лиц», «людей от бизнеса» на властном Олимпе что-то существенно изменит в политике. На самом деле ими прикрывают привычные схемы и переделы рынков.
Из «Ощадбанка» с любовью
Если однажды вы задумаете захватить крепость – кто будет лучшим помощником в этом деле? Конечно же тот, кто знает все входы и выходы изнутри. Это может быть как прямой предатель, так и просто хорошо разбирающийся в крепостях эксперт. Если вы хотите заполучить контроль над финансовым рынком, вы должны как минимум общаться с теми, кто знает все его подводные течения.
Еще свежи нотки возмущения в прессе и кулуарных разговорах между банкирами относительно того факта, что, едва вступив на пост, глава НБУ Степан Кубив взял себе в советники «семейного» Игоря Соркина. В этом вроде бы как не было ничего сверхъестественного: «папередник» передавал новому руководителю дела. Но «гнилью» попахивало. Возможно, это именно «газпромовский» Соркин советовал Степану Ивановичу, каким образом нужно «мочить» неугодные финучреждения, как правильно девальвировать гривню на 40% и т. д.
Но вот вопрос из вопросов: почему сейчас, когда новая председатель центробанка Валерия Гонтарева не увольняет «старую гвардию» из правления и департаментов НБУ, никто не голосит и не трезвонит в колокола? Вот яркий пример. Заместителем председателя правления Нацбанка остается некто Борис Викторович Приходько. Он креатура с одной стороны бывшего главы НБУ Сергея Арбузова и его «правой руки», экс-министра финансов Юрия Колобова, а с другой – экс-главы Администрации Президента Сергея Левочкина, его бизнес-партнера Дмитрия Фирташа и общего «детища» этих двух групп влияния – младоолигарха Сергея Курченко.
У Бориса Приходько скромная, но довольно емкая биография. В 90-е годы он трудился в банке «Украина», вначале 2000-х в банке «Хрещатик», с 2003 года начал работу в «Ощадбанке», где к 2008 дослужился до директора казначейства. Здесь важно: на этом посту сменил не кого-нибудь, а того самого Юрия Колобова. Параллельно входил в состав набсовета Инвест-Кредит Банка (сейчас Терра банк), принадлежавшего в то время первому замминистра финансов Вадиму Копылову, одному из ближайших соратников самого выдающегося «папередника» и «кровосися» Николая Азарова. В Национальный банк Приходько пришел из «Ощада», как и многие другие кадры, где курировал вопросы операций с ОВГЗ – одного из источников «отбеливания» эмиссии гривны в условиях тотального бюджетного дефицита.
Что характерно, в НБУ он также занял позицию (сразу первого зампреда!), которую при Сергее Арбузове занимал Юрий Колобов – тот как раз ушел руководить Министерством финансов. Вначале 2014 года, уже после свержения диктаторского режима, Борис Викторович остался в НБУ, но уже на посту обычного заместителя. Как утверждают злые языки – по протекции Сергея Левочкина, который в последние недели перед падением Януковича сумел удачно улизнуть от ответственности.
Общее дело
Чем занимается в Национальном банке Борис Приходько? По словам источников, приближенных к финансовым потокам регулятора, вполне логично, что главной задачей этого «проверенного кадра» является отстаивание интересов «газового» и «семейного» кланов на финансовом рынке страны. Поскольку Приходько кроме прочего еще и является куратором банковского надзора, его «участливость» проявляется, прежде всего, в лояльном отношении руководства НБУ к банку «Надра». А ведь он ничем не лучше того же «Форума», с такой легкостью похороненного Кубивым. И пусть внимательного читателя не вводят в заблуждение скандальные уходы с рынка «Брокбизнесбанка» и Реал Банка, контролируемых Сергеем Кученко. Злые языки поговаривают, что «так было надо», поскольку через эти учреждения благополучно были выкачаны нужные суммы рефинансирования, списаны кредиты и выведены ликвидные залоги. А хоронить «пустышки» можно с легким сердцем.
Впрочем, курировать отдельные финансовые учреждения – это неинтересное и рутинное занятие. Гораздо увлекательнее принимать участие в глобальном проекте по переделу финансового рынка. Именно эту игру и предложил еще в 2011 году Сергею Арбузову молодой и амбициозный банкир-стервятник Николай Лагун. Идея была простой: Национальный банк «за долю малую» закрывает глаза на «мелкие неточности» при поглощении империей Лагуна одного за другим банков уходящих с рынка западных инвесторов. При этом владелец «Дельта банка», покупая или отжимая все, что плохо лежит, собирался беспрепятственно выстраивать кредитно-финансового монстра, сопоставимого по размерам с «Приватбанком» Игоря Коломойского. Арбузову, как держателю «семейного» кошелька идея пришлась по душе, ведь она сулила контроль едва ли не над третью депозитного портфеля страны. А значит – над информацией о миллионах сограждан и их реальных доходах. Впрочем, слепо доверять Лагуну Арбузов не решился и начал выстраивать по тому же принципу параллельную сеть – так появился Фидобанк, номинально записанный на менеджера Александра Адарича. В свою очередь, Лагун «диверсифицировал риски» через приобретение части долговых обязательств «Надра банка», профинансировав текущие запросы хозяина учреждения Дмитрия Фирташа.
Дополнительными узами, которые связывали заговорщиков – Лагуна и Арбузова, стали облигации внутреннего госзайма. В один прекрасный момент владелец «Дельта банка» стал едва ли не крупнейшим игроком на этом рынке, то выкупая их у «Нафтогаза» по заниженной цене, то продавая ему же по завышенной. Недалеко от «Дельты» на пьедестале почета время от времени возникала группа «Фидо».
На теме ОВГЗ Лагун находит в «Ощадбанке» общий язык с Борисом Приходько. И – вдобавок к добрым напутствиям со стороны Колобова, по всей видимости, также рекомендует его на пост в НБУ как проверенного специалиста. Но век изобилия оказался недолгим – Янукович и «семья» бежали, а бизнес оказался под угрозой.
Особенно тяжело партнерам было во времена «правления» размахивавшего шашкой направо и налево Степана Кубива. Риск угодить то ли в перечень «слишком депозитных» то ли «слишком связанных с предыдущей властью» был практически у каждого второго банка.
Гонтарева в доле?
Только с приходом к рулевому колесу регулятора Валерии Гонтаревой компаньоны вздохнули с облегчением. Как им это удалось? Конечно же, за счет долевого участия.
Знакомые с ходом событий злопыхатели уверяют: согласиться и дальше потакать экспансии и монополизации рынка Лагуном, оставив на месте в том числе и таких проверенных кадров как Борис Приходько, Валерию Алексеевну могли убедить «старшие товарищи» и давние бизнес-партнеры – Сергей Левочкин, Дмитрий Фирташ, Сергей Арбузов.
Курченко. Тем более, укрепление позиций Лагуна полностью ложится в их олигархическое желание существенно ослабить Игоря Коломойского (вся страна стала свидетелями информационной войны, разразившейся между двумя медиа-империями). Инструмент — отодвижение «Приватбанка» с лидерских позиций, желательно – за пределы первой десятки.
Жаль только, что эта выверенная схема вряд ли пойдет на пользу гражданам Украины, в первую очередь, вкладчикам «Приватбанка», «Дельты» да и десятков других финучреждений, которые могут быть положены на алтарь бизнес-войны за контроль «семьи» и «газового» клана над финансовыми потоками всех украинцев и отечественного бизнеса.