Архитектурный имидж столицы: it was made not in the Ukraine?

Недавно в Киеве состоялось событие, вызвавшее большой интерес у всех, кому не безразлично архитектурное будущее нашей столицы. В течение трех последних дней апреля в киевском  Доме архитектора проходил 4-ый Международный молодежный архитектурный фестиваль «CANactions-2011», в рамках которого состоялось два самостоятельных мероприятия: конкурс-студенческих работ, которые представили свое видение современного архитектурного будущего столицы, и Международный архитектурный конкурс на проект благоустройства столицы к «Евро-2012».

Несмотря на то, что архитектурная среда исторического центра Киева в основном сформировалась на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда он считался лишь «третьей столицей» Российской империи, наш город никогда не было провинциальным … Киев всегда отличался собственным архитектурным имиджем, который удачно сочетал новейшие строительные технологии с особенностями природного рельефа и живописного ландшафта.

Стоит лишь вспомнить, что в Киеве появился первый в Российской империи 11-этажный небоскреб (дом Гинзбурга, разрушенный в 1941 г.), впервые был применен цемент и набивные сваи с бетонными «подушками» при строительстве знаменитого «Дома с химерами» Владислава Городецкого. Среди других особых достижений киевских зодчих и инженеров — первый на территории восточной Европы фуникулер и первый в мире цельносварной мост им. Патона. В свое время эти объекты совершили революцию в отечественной строительной отрасли, но главное, они стали настоящим украшением нашего города, гармонично взвешенными и продуманными создателями …

Сегодняшнее же хаотичное строительство в Киеве создает впечатление, что современные архитекторы мало беспокоятся о гармоничности своих проектов с окружающей исторической застройкой и прежде всего, пытаются реализовать собственные амбиции. Поэтому и выглядят бетонно-стеклянные новостройки среди преимущественно заброшенных исторических памятников, по меньшей мере, неестественно. Таким образом, вопросы благоустройства Киева, особенно в ракурсе подготовки к проведению события европейского масштаба — футбольного чемпионата «Евро-2012», является чрезвычайно актуальным. Такой позиции придерживались организаторы «CANactions-2011», которые в этом году попытались расширить границы традиционной фестивальной программы до двух конкурсов.

Основная часть – конкурс студенческих работ, представлявших свое видение современного архитектурного будущего столицы, прошел без особых неожиданностей. Традиционно, в нем взяли участие 10 работ, предварительно отобранных компетентным жюри, предложенных студентами последних курсов отечественных архитектурных вузов из Киева, Харькова, Львова, Днепропетровска, Одессы и других городов.

Один из инициаторов проведения «CANactions», директор архитектурного бюро «Zotov & Кo» Виктор Зотов отметил, что Международный молодежный архитектурный фестиваль «CANactions» – это, прежде всего, поле общения и обмена идеями для молодых архитекторов и студентов архитектурных университетов, которые имеют возможность приобщиться к лучшим мировым тенденциям в архитектурном пространстве. А, кроме того, получить шанс на совершенствование профессионального образования в Европейских вузах.

Вероятно, это и побуждает будущих украинских архитекторов активно участвовать в этом фестивале, ведь получить шанс бесплатно продолжить обучение в лучших учебных заведениях Европы, а затем, по возможности, трудоустроиться за границей — гораздо реалистичнее, чем воплотить собственный проект у себя на родине. Да и сами организаторы утверждают, что они не ставят целью помощь в реализации студенческих проектов-победителей, а лишь заботятся о формировании будущей отечественной архитектурной элиты, которая в перспективе, вероятно, будет создавать имидж Киева и других городов.

А пока юные таланты будут пробивать свой путь к отечественным стройплощадкам за границей, улучшить имидж украинской столицы согласились как минимум 50 молодых архитекторов из-за рубежа. Согласно программе фестиваля, заявки на участие в Международном архитектурном конкурсе «Благоустройство центральной части Киева к «Евро-2012» подали архитекторы почти со всех континентов. Всего же, оргкомитет зарегистрировал 48 проектов из 16 стран, в том числе — из: Нидерландов, Великобритании, Норвегии, США, России, Австралии, Японии, Колумбии и т.д…

Из Украины – ни одного проекта не поступило. Впрочем, отсутствие участников из Украины, похоже, не очень огорчило организаторов конкурса и членов жюри, в составе которого, к слову, также были преимущественно иностранные специалисты. В оргкомитете такую позицию объяснили желанием сделать конкурс открытым, не заангажированным и свободным от любого давления… Похоже, это удалось, но и комментарии или оценки этому событию со стороны ведущих украинских архитекторов в СМИ также не появилось. Довольно сдержанным было внимание к конкурсу и со стороны городской власти. В частности, руководитель Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киевгосгорадминистрации Сергей Целовальник, также вошедший в состав жюри, ограничился лишь кратким комментарием во время награждения.

В течение трех дней жюри конкурса рассмотрело 9 проектов-финалистов, предварительно отобранных из представленных работ. Участникам было предложено благоустроить участки в исторической зоне столицы: Кромка — туристический маршрут, Киевский детинец и Пейзажная аллея, Контрактовая площадь и Андреевский спуск, Почтовая площадь, Европейская площадь с выходом Крещатика к Днепру и на острова, улица Крещатик с Майданом Независимости и Киевская крепость (локальные зоны).

Наибольший интерес среди участников конкурса вызвали Кромка и две площади — Европейская и Почтовая. А победителем был признан проект молодого архитектора из Колумбии, который представил благоустройство участка Кромка — превратив его в десятикилометровый туристический пешеходный маршрут от Музея истории Великой Отечественной войны до Львовской площади. Автор соединил береговую линию Днепра с городом с помощью земляных мостов, которые зимой можно будет использовать, как лыжню …

Второе место занял проект представителей Великобритании, третье — поделили между собой Япония и США. Дипломы финалистов также получили два архитектурных бюро из России, Норвегии, Австралии и Нидерландов. Все участники были отмечены денежными премиями в размере 2 000 евро, а победитель получил вознаграждение в 10 000 евро и «преимущественное право на дальнейшую разработку проекта благоустройства и планировки территории в Киеве».

Разъяснить, каким же образом будет реализовано «преимущественное право» победителя  — никто из организаторов фестиваля взять на себя ответственность, не берется. Но все соглашаются, что проведение такого масштабного мероприятия, как «Евро-2012» в Украине — это хороший повод переосмыслить вектор развития столицы на длительную перспективу. В частности, В. Зотов прокомментировал это следующим образом: «Для нас, архитекторов, важно выбрать фундаментальную идею, которую можно начать уже сейчас, презентовав к «Евро-2012», и развивать в дальнейшем до 2025 и даже 2050 года».

В свою очередь, в Киевгосгорадминистрации ограничились комментарием, что уже на первом этапе конкурса «поступили некоторые инвестиционные предложения, например, по установке колеса обозрения … ко Дню города», но «понятно, что далеко не все предложения, даже среди тех, которые были отмечены наградами, имеют шанс стать привлекательными для инвесторов».

На мой субъективный взгляд, это хоть какой-то положительный момент для Киева: хотелось бы, чтобы над улучшением будущего имиджа нашей столицы работали все-таки отечественные архитекторы, продолжая лучшие традиции Николаева, Кобелева, Городецкого, Алешина, Григорьева, Добровольского и других славных киевских зодчих.

Читайте также по теме