Десятки раненых, сотни задержанных, тысячи митингующих националистов – таковы реалии сегодняшнего Еревана. Еще накануне представители местной оппозиции, недовольные назначением на пост премьер-министра Армении бывшего президента Сержа Саргсяна, заявляли о мирном характере своих выступлений. Однако пресловутые выступления переросли в события, которые сами протестующие назвали «бархатной революцией», а зарубежные аналитики сравнили с ситуацией, сложившейся в 2014-м году в Киеве. Возможна ли реализация в Ереване сценария киевского Майдана?
Возможна. Это наглядно демонстрируют кадры местного телевидения: представители действующей власти избивают оппозиционеров дубинками, «несогласные» лезут на защищающую здание парламента колючую проволоку, а радикально настроенные граждане стреляют в стражей порядка из травматического оружия.
«Сегодня это – Ереван «разлива» 2018-го года, — констатирует в комментарии корреспонденту ГолосUA армянский общественный наблюдатель Татьяна Погосян. – В данный момент нет никаких гарантий того, что в центре нашей столицы не прольется кровь. Представители наших правоохранительных органов настроены решительно: они не допустят украинской «оранжевой революции».
Вероятно, Т. Погосян имела в виду киевские события, получившие впоследствии название «Революция Достоинства». Но в упомянутом ереванском сценарии развития событий есть принципиальные отличия от сценария киевского. Во-первых, МВД Армении изначально назвало протестующих на улице генерала Баграмяна (центр административных зданий армянской столицы, — Ред.) «лицами, не достойными представлять [местную] оппозицию». Дескать, ни одна из общин, представленных старейшинами, не дала добро на такие акции.
Но факт остается фактом. Как минимум, двести тысяч армян вышли на центральные улицы и площади своих городов с требованием запретить бывшему президенту Армении Сержу Саргсяну стать премьер-министром этой закавказской республики. Все дело в том, что, согласно новому законодательству Республики Армения, эта страна является парламентским государством. В ходе выборов, проводившихся на основе тайного голосования, именно С. Саргсян автоматически стал главой государства.
«Роль действующего президента РА Армена Саркисяна фактически нивелирована, — сказала в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Страну захлестнули коррупция, безработица и отчаяние. Народ помнит, что в бытность Саргсяна президентом, Армения методично погружалась в хаос».
На вопрос, почему политический кризис в той же Армении случился именно сейчас, аналитик ответила: «Происходит то, что не должно».
Наверное, это действительно так. Итогами противодействия фактически проигравшего выборы в парламент главы «Демократических сил» Николы Пашиняна и правящей коалиции Ары Бабояна стали массовые беспорядки. Сообщается о сотнях раненых – как со стороны протестующих, так и со стороны стражей порядка.
«Единственным выходом из сложившейся ситуации является самоотвод Саргсяна, — отметил в комментарии для ГолосUA американский эксперт Джереми Питтерс. – Но никто не может гарантировать, что после ухода Саргсяна из большой политики, Армения станет на путь так называемых «демократических изменений».
Аналитик добавил, что сейчас Ереван не готов к «вызванным социальными потрясениями политическим метаморфозам».
Как бы там ни было, говорить о каком-либо спокойствии в контексте Армении не приходится. Накануне Никол Пашинан призвал своих сторонников штурмовать здание армянского парламента в рамках «бархатной революции». Есть информация о том, что защищать административную территорию хотят сотни вооруженных добровольцев. Чем подобное противостояние может закончиться – вопрос риторический.
А вот вопрос о том, что происходит в Армении, хоть и не должно, остается открытым. Запад и Восток в лице США и Турции (оба государства претендуют на региональное влияние) от всяческих комментариев абстрагируются.
Все остальное – покажет время, которого ни Саргсяна, ни у его сторонников попросту нет.