Год 2012 обещает войти в историю Украины не только одним из крупнейших спортивных событий европейского масштаба, к котрому страна готовится уже несколько лет подряд, но и беспрецедентной художественной акцией, способной, по утверждению ее организаторов, вызвать не меньший резонанс у всего международного культурного сообщества. Правда, пока о ней говорят не так много, как о Евро-2012, хотя культурные традиции в Украине значительно глубже и разнообразнее, чем футбольные. Впрочем, реалии красноречиво доказывают, что культурной сфере в нашей стране уделяется значительно меньше внимании. Иными словами, культура и искусство, мягко говоря, далеко не в приоритете у тех, кто формирует государственную политику.
Но, несмотря ни на что, этой весной Киев превратится в один из важнейших мировых арт-центров. 17 мая 2012 в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» откроется Первая Киевская международная биеннале современного искусства «Arsenale-2012», которая продлится почти два месяца. Соответствующая информация уже появилась в международном арт-календаре сезона весна-лето 2012. Там Киевская «Arsenale 2012» стоит наряду с такими важными событиями, как выставка современного искусства «Documenta» (Кассель, Германия), всемирно известная арт-ярмарка в швейцарском Базеле, ярмарка современного искусства «Hong Kong Art Fair» и другие.
Очевидно, название этому наиболее масштабному за все время независимости Украины культурно-художественного событию дало помещения бывшего «Арсенала», где сейчас располагается галерея. Более того, именно этому уникальному музейному пространству, Первое Киевское биеннале обязано и особенностями своего формата. Кстати, к открытию проекта тут обещают закончить ремонт второго этажа, что значительно расширит пространственные возможности для размещения участников и гостей. А их, судя по заявленным масштабам, будет немало.
Уже есть сведения, что в Первой Киевской биеннале примут участие более ста известных художников со всего мира. Как для новичков в этом деле — это более чем замечательно. Однако, такой интерес со стороны профессионалов — ведущих современных художников, мировых кураторов и арт-дилеров объясняется просто: сейчас в мире насчитывается около 200 биеннале, однако всего лишь несколько имеют свое постоянное собственное музейное пространство. К таковым относятся такие всемирно значимые музеи, как «Tate» (Tate Biennial, Великобритания) или «Museum of American Art» (Whitney Biennial, CША). И Украина в этом году, впервые заявив о себе именно в этом формате, пополнит эту славную музейную когорту, а, следовательно, получит определенную фору перед другими существующими биеннале.
Со своей стороны данную инициативу уже согласились поддержать Министерство культуры Украины, Киевская городская государственная администрация, Министерство иностранных дел Украины, ряд посольств стран Европы и культурных центров, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания и Национальное агентство Украины по вопросам «Евро-2012». Известно и то, что бюджет биеннале составит около 38 млн. гривен и половину этой суммы предполагается выделить из государственного бюджета.
К слову, география Первого Киевского международного биеннале современного искусства охватывает почти все страны-участницы чемпионата «Евро-2012». Поэтому, здесь организаторы футбольного чемпионата видят и свой интерес: «ARSENALE 2012» может разнообразить культурную программу для европейских туристов-болельщиков. Что касается оргкомитета биеннале — тут также надеются на широкую заинтересованность не только среди украинских посетителей, но и зарубежных ценителей современного искусства. В частности, за счет футбольных фанатов (в случае, если они проявят интерес к этому культурному событию) – можно будет говорить о границе посещаемости как минимум в миллион за два месяца работы выставки.
Итак, чем же собираются привлекать внимание киевлян и гостей столицы организаторы Первого Киевского биеннале? В первую очередь в администрации «Мистецького Арсенала» отмечают, что это будет беспрецедентный проект Украины в истории мирового искусства, который составит достойную конкуренцию «Евро-2012». И в тоже время станет настоящей культурной революцией, изменившей отношение к Украине, и в частности, к украинскому искусству в мировом культурной среде. «На эти два месяца Арсенал превратится в музей мирового уровня. Это звездное собрание будет выполнять свою миссию: Украина в мире, мир в Украине», — такое мнение, в частности, озвучила директор «Мистецького Арсенала» Наталья Заболотная во время презентации проекта, название которого: «Лучшие времена, плохие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве».
Об особом интересе к будущему арт-событию в Украине со стороны международного культурного сообщества свидетельствует уже тот факт, что курировать Первое Киевское биеннале согласился ведущий мировой теоретик искусства из Британии Дэвид Эллиотт. В частности, он был куратором 17-й международной биеннале в Сиднее в 2010 году, основал и возглавлял музей Морико Мори (Mori Art Museum) в Токио, работал директором и куратором музеев современного искусства в Стокгольме (The National Museum of Modern and Contemporary Art) и Стамбуле (Istanbul Modern).
«Профессионалы такого уровня как Дэвид Эллиотт не соглашаются на любые проекты. Поэтому планы поработать бок о бок с одним из самых влиятельных в мире современного искусства кураторов, долгое время казались не просто далекими, а призрачными, — рассказала в комментарии Наталья Заболотная, — собственно, как и мечты о собственной украинской биеннале. Но, когда они начинают сбываться — осознаешь, что мечтать нужно очень осторожно. Почему? За большими амбициями стоит большая ответственность: организация такого события — это большие человеческие и финансовые ресурсы. Но одновременно и огромные культурные дивиденды — именно это является главным приоритетом для всех, кто причастен к реализации этого проекта».
По замыслу кураторов Первой Киевской биеннале, ее название «Лучшие времена, плохие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве» — таит ответ на то, каким образом современные художники используют искусство и эстетику прошлого для выражения современности и будущего. И Киев с его глубоким культурным наследием многих тысячелетий является тем самым совершенным местом, которое может аккумулировать эти поиски и найти альтернативы противоречиям современности.
В то же время искусство сохраняет свою бесценную способность предвидеть горизонты неопределенного будущего и задавать вектор возможного развития. Поэтому, создав собственную биеннале, имеющую все шансы стать мощным толчком для процесса интеграции Украины в мировое арт-пространство, Киев автоматически укрепит свой статус одного из культурных центров мира. А, возможно, это послужит важнейшим фактором для преодоления стереотипов относительно восприятия Украины и для формирования имиджа развитого европейского государства в будущем. Впрочем, насколько организаторы первой международной отечественной биеннале справятся с этой сверхзадачей — увидим спустя несколько месяцев. Пока же им предстоит настроиться на здоровую конкуренцию с наибольшим футбольным событием этого года — «Евро-2012».