В правительстве уповают на пересмотр Соглашения об ассоциации в части «промышленного безвиза». А по экспертному мнению, Украина давно торгует сырьем, «оставляя сверхприбыль за границей». К имплементации политической части Соглашения имеются вопросы в Европарламенте.
Резолюция Европарламента
Правительственная делегация во главе с премьер-министром Денисом Шмыгалем посетила с трехдневным рабочим визитом Брюссель и приняла участие в седьмом заседании Совета Ассоциации Украина-ЕС.
Тем временем в Европейском парламенте обсудили имплементацию соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Докладчиком был евродепутат из Германии Михаэль Галер. Европарламент принял резолюцию об исполнении соглашения.
«Украина показала существенный прогресс», — говорится в резолюции. За нее проголосовали 526 евродепутатов, 79 — были против, еще 71 — воздержался.
В частности, было указано: «Несмотря на заметный прогресс, широко распространенная коррупция продолжает тормозить процесс реформ в Украине».
Кроме того, в резолюции Европарламента говорится, что потенциал проводимых реформ не реализуется полностью из-за внутренней нестабильности и противоречий, отсутствия четких ориентиров, ограниченных ресурсов, отсутствия политической решимости.
«Никаких видимых мер не было принято в контексте деолигархизации страны, поскольку олигархи все еще имеют сильное влияние на украинскую экономику и политику», — сетуют депутаты Европарламента.
Со ссылкой на отчет Transparency International отмечается, что восприятие коррупции в Украине снизилось до уровня 2017 года.
Со ссылкой на отчет Офиса Комиссара ООН по вопросам прав человека указано, что в Украине отсутствует прогресс в уголовном производстве серьезных нарушений прав человека. А от своего имени Европарламент сожалеет о том, что политический климат в стране ухудшился, когда запугивание, язык вражды и политическое давление широко используется в политических целях.
Кроме того: «Реализация Соглашения об ассоциации в социальной сфере остается неудовлетворительной, поскольку Украина ратифицировала основные международные инструменты, но по-прежнему не выполняет их».
Тем не менее, в документе констатируется, что Украина имеет европейскую перспективу и может подать заявку на вступление в Союз «при условии, что она придерживается всех копенгагенских критериев и принципов демократии, уважает основные свободы, права человека и меньшинств и поддерживает верховенство права».
На самом деле любое европейское государство может обратиться с заявкой с целью стать членом Евросоюза, если оно разделяет ценности уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Это указано в Маастрихтском соглашении 1992 года (Статья 49).
Сложность заключается в выполнении Копенгагенских критериев 1993 года, которые более детально описывает политические требования. Например: равный доступ к свободной прессе, свобода личного мнения. Этнические меньшинства должны иметь право на свой родной язык, не должны подвергаться какой-либо дискриминации. Кроме всего прочего в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, чтобы производители из такой страны могли справиться с конкурентным давлением в рамках Евросоюза.
Следует напомнить, что 15 декабря 2016 года на саммите Европейского совета в Брюсселе, страны-члены ЕС согласовали и принял документ, который оформили в виде приложения к Соглашению об ассоциации с Украиной.
В этом юридически обязывающем документе подчеркивается, что Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статус кандидата на вступление в ЕС и не создает обязательства для присвоения такого статуса в будущем.
Кроме того, в документе зафиксировано, что ассоциация не дает Украине гарантии коллективной безопасности или военной помощи со стороны ЕС, а также не предусматривает дополнительной финансовой поддержки со стороны членов ЕС.
Совет ассоциации Украина-ЕС
В нынешней резолюции Европарламента подчеркивается, что Украина не должна упускать из виду тот факт, что уровень политической, технической и финансовой поддержки со стороны ЕС будет зависеть от того, в какой степени она выполняет обязательства.
Примерно то же самое озвучил Исполнительный вице-президент Европейской комиссии Владис Домбровскис. Он напомнил, что первый транш в 600 млн из кредитной программы на 1,2 млрд евро Украина получила в начале декабря. А выделение второго транша будет зависеть от выполнения мер в различных сферах, за которые Украина взяла обязательства.
После переговоров с премьер-министром Денисом Шмыгалем вице-президент ЕК сообщил: «На нашей встрече сегодня мы обсудили положение дел, важные реформы, например, в сфере правосудия, как сделать так, чтобы антикоррупционная инфраструктура работала и был улучшен бизнес-климат».
Впрочем, другой вице-президент Еврокомиссии (по вопросам межинституционных отношений и прогнозирования) Марош Шефчович сообщил, что Европейская комиссия расширит программу технической помощи Украине на сумму в 800 тысяч евро в рамках сотрудничества в сфере сырья. Столь небольшую сравнительно сумму он сопроводил пояснением.
«Вскоре мы запустим стратегическое партнерство по сырым материалам и аккумуляторам», — написал Шефчович в Twitter.
Премьер-министр Денис Шмыгаль во время совместной с представителями Европейской комиссии пресс-конференции заявил, что рассчитывает на то, что в этом году удастся как можно скорее пересмотреть Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
Дело в том, что пересмотр условий торговли товарами предусмотрен ст. 29 Соглашения об ассоциации через пять лет после вступления в силу. А торговая часть Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом вступила в силу 1 января 2016 года.
Тогда Европейский союз и Украина приступили к осуществлению Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ), которая составляет неотъемлемую часть соглашения об ассоциации, подписанного в июне 2014 года. Остальные части соглашения вступили в силу еще в ноябре 2014 года.
«Надеемся, что наши переговоры позволят увеличить объем квот, которые предусматривает наше соглашение с ЕС», — заявил Денис Шмыгаль.
Кроме того, он подчеркнул, что украинская сторона рассчитывает на существенный прогресс в этом году в приближении к «промышленному безвизу».
Впервые о «промышленном безвизе» речь зашла еще в 2005 году. Это — соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции, по которому украинским производителям не нужно будет проходить сертификацию в Евросоюзе для продаж на его территории – ЕС признает заключения украинских контролирующих органов.
С тех пор структура украинской экономики изменилась. Сократилась доля промышленности. В конце прошлого года обанкротились Николаевский судостроительный завод, КрАЗ, последний серийный самолет украинского производства был выпущен в апреле 2015 года.
Экономист Александр Гончаров пишет в Facebook: «Мы, экспортируя лишь национальные природные ресурсы, фактически меняем природную ренту на инфляцию, в то время как сверхприбыль остается за границей. И этот неэквивалентный обмен ни к чему хорошему не приводит, особенно для нашей экономики и реальных доходов украинцев. Мы только всё больше и больше становимся уязвимыми и зависимыми от внешнего мира».
Андрей Кислов
а продолжающийся конституционный кризис представляет собой угрозу способности Президента и Верховной Рады проводить реформы».
,
приняли резолюцию
. Там уже состоялись встречи представителей КМУ с руководством Европейского Союза и НАТО. Премьер-министр Шмыгаль обсудил с председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем и с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом ряд важных вопросов. Проведен ряд других важных мероприятий. Чиновники 11 февраля приняли участие в седьмом заседании Совета ассоциации Украина-ЕС в Брюсселе.
Иоги брюссельского визита
Торговля