Квартиру купить дорого, почти невозможно получить, но легко утратить. Милиция ловить «черных риэлтеров» не хочет. В судах эти дела бесперспективны. Государство же озабочено не тем, как защитить граждан, а как выбить из них коммунальные долги. От массового выселения на улицу малоимущих временно спасают лишь приближающиеся выборы…
Старики на продажу
В Украине сложилась парадоксальная ситуация: чем ниже доходы населения, тем дороже коммунальные услуги. Неприятные сюрпризы ждут нас и в ближайшем будущем: рост цен на газ, свет, воду и отопление неизбежен.
Как оплатить квартиру, если сумма в квитанциях практически сравнялась (а то и превысила) зарплату или пенсию? Субсидии не помогут: потерял работу, заболел, имеешь лишние метры – вот и нет ее.
Народ спасается тем, что продает более дорогое жилье и переезжает в дешевое. Пенсионеры заключают договора пожизненного содержания. И почти в каждом случае не обойтись без посредников.
И вот тут на пути у слабых и доверчивых появляются профессиональные мошенники. Они предлагают переселить из двух-трехкомнатных квартир в «аккуратные гостиночки». Или сулят золотые горы при заключении договора пожизненного содержания. Но на практике «гостиночка» оказывается развалюхой без коммуникаций на окраине дачного поселка. А договор пожизненного содержания – первым шагом к продаже квартиры вместе с ее обитателями. Еще живыми.
Сайт бесплатных объявлений slando пестрит такими вот «шедеврами»: «Продам 1-комнатную квартиру по ул. Майорова по договору пожизненного содержания. 34/18/7. 4/9 эт. 20000 у.е. Пенсионерка 88 лет, сын 67 лет (болен). Без ухода, ежемесячное содержание 800 грн. на двоих».
В «центре помощи пенсионерам», который продает эту квартиру, нас заверили, что ничего противозаконного тут нет. «Вы станете владельцем жилплощади уже в день оформления сделки у государственного (!) нотариуса, а взамен будете платить пенсионеру небольшую ежемесячную ренту в гривнах до конца его жизни», — вкрадчиво убеждали маклеры. На наш циничный вопрос: «А что если сын выздоровеет и проживет до ста лет?», нам так же цинично ответили: «А это уже ваши проблемы!»
То, что такие «проблемы» решаются радикально, доказывает долгий судебный процесс в Соломенском суде Киева. Судят банду «черных риэлтеров», которые похищали людей, требовали оформления дарственных, купчих и прочее. Самых непокорных убивали. По некоторым данным, жертвами банды стали и несколько пенсионеров-«рентовиков», которые, по мнению их «благодетелей», слишком задержались на этом свете. Но эти эпизоды в суде даже не рассматриваются – доказать их нельзя.
Известный киевский юрист и правозащитник Александр Дядюк говорит, что масштабы афер с квартирами, в первую очередь стариков, действительно ужасают. И это было бы невозможным, если бы у преступных синдикатов не было прикрытия на самом высоком уровне. «Я не исключаю, что есть заинтересованные лица на уровне руководства районных управлений милиции, если не выше…», — допускает правозащитник. И в подтверждение своих слов рассказывает конкретную историю.
«В моей практике был случай, когда в Днепровском РУ ГУ наотрез отказались возбуждать уголовное дело по факту явного квартирного мошенничества, — рассказывает он. — Неустановленный аферист предъявил фальшивый паспорт на имя Бобылева Е. Ю. и поддельные правоустанавливающие документы на квартиру по улице Строителей. Сделку остановили на полпути, мой знакомый потерял несколько тысяч долларов. Однако поражает другое: ловить мошенника милиция отказалась. Она отправила пострадавшего в… суд. Только с кем судиться, если настоящий Бобылев, как выяснилось, давно умер, а документы были изготовлены на цветном принтере?»
По данным источника в Главном управлении труда и социальной защиты населения КГГА, в прошлом году из-за квартирных афер остались без жилья свыше двух тысяч киевских стариков. Всего за последние годы оказалось на улице от 10 до 15 тыс. обманутых квартировладельцев.
С детьми — на улицу
Однако, в ближайшее время людей без крыши над головой, может стать больше. Государство облегчило себе задачу по выбиванию долгов и выселение должников. Приняты изменения в ГПК и в закон «Об исполнительном производстве» (ИП).
Согласно изменениям к ГПК, ЖЭКи (частные и государственные) получили право взыскивать долги, в том числе через принудительную продажу квартир по внесудебной процедуре. А по закону об исполнительном производстве, изъятие единственного жилья возможно, если долг превышает 10 минимальных зарплат (с 1 апреля 2012 года – это 10 940 грн). Причем, даже, если там прописаны дети.
Теперь ЖЭКу достаточно подать заявление, что гражданин имеет долги по квартплате, и в течение нескольких дней, суд, не вызывая хозяина квартиры, издаст судебный приказ о взыскании требуемой суммы. Не можешь заплатить – отдавай квартиру. На выселение полагается всего две недели.
Нет сомнений, что от «борьбы с должниками» пострадают, прежде всего, малоимущие. Первой жертвой коммунальщиков стала мать троих детей из Львова. Женщина с 2007 года не платила за квартиру, потому что ЖЭК насчитывал ей сумму, превышающую ее пенсию. Например, за холодную воду с малообеспеченной семьи требовали 143 грн, за горячую – 337 грн, за центральное отопление –127 грн, квартирная плата составляла 82 грн. То, что после оплаты жилья, матери и детям не осталось бы даже на хлеб, не остановило ни суд, ни судебных исполнителей.
С ужасом ждут своей судьбы и двое пенсионеров из Киева. Их единственный сын уже полтора года — в коме. Продать его квартиру они не имели права. Платить одновременно за лечение и за коммунальные услуги – не позволяла пенсия. В результате, по двум квартирам (их и сына) накопился большой долг. К старикам «подъезжали» разные подозрительные личности, но от их услуг они отказались.
Теперь пенсионеры больше всего боятся «черных риэлтеров» от государства. Цена, по которой квартиры должников будут выставлять на аукционе, рассчитывается на базе балансовой стоимости БТИ, которая всегда очень занижена. А если на жилье уже имеет виды кто-то из чиновников, его и вовсе сбудут по смешной цене. В итоге после погашения долга у несчастных людей может не остаться средств даже на собачью будку.