Нынешние выборы Президента Украины уникальны. Ведь это первые (и, надеюсь, последние) выборы, которые проходят фактически в военной обстановке. Однако даже поверхностный анализ ситуации позволяет предположить, что никаких изменений на Востоке в ближайшие три-четыре месяца ожидать не приходится. Потому что «кому война, а кому – мать родна»…
«Биомасса» превращается… превращается в пушечное мясо!
Большинство военных экспертов и силовиков, с которыми довелось общаться на тему АТО, утверждают: у правительства изначально были все возможности «разрулить» ситуацию на Востоке Украины еще до выборов. Более того, они уверенны, что до военного противостояния вообще можно было не доводить, а «повстанческие настроения» «погасить» еще на начальной стадии. Даже несмотря на то, что система безопасности государства была практически развалена. Как говорится, было бы желание. А вот его-то как раз и не было. Почему?
Ответ прост: в стране выборы. И многим украинским политикам хотелось, чтобы эти выборы прошли именно в такой обстановке, в которой они и проходят сегодня. Ведь 5,2 миллиона избирателей, проживающих в Луганской и Донецкой областях – это 1/7 от всех избирателей в Украине! А вдруг они опять выберут «не того» кандидата? Кому это нужно? Никому. По крайней мере, в Киеве точно никому не нужно. Вот и получается, что пустив ситуацию на Востоке на самотек (а кое-где и подогревая ее, как, например, в истории с отменой языкового закона), власти добились того, что люди в Луганской и Донецкой областях так и не смогли определиться со «своим» кандидатом. Не с теми, кто кричал, что представляет интересы жителей Юго-Востока, а с настоящим кандидатом, который мог бы составить конкуренцию нынешним лидерам президентской гонки. Согласитесь, для нынешних властей это очень удобно. Что же касается цены вопроса… А кого это волнует в украинской политике? Ведь разницы между «биомассой» и пушечным мясом для людей, рвущихся к власти, практически никакой.
Имитация борьбы
Во времена "Холодной войны" между СССР и США ходил популярный анекдот: «У армянского радио спрашивают: будет ли третья мировая война? Отвечаем: нет, войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».
Нечто похожее сегодня происходит и у нас. Уже месяц в Сети бытует мнение, что сразу же после выборов Президента с вооруженными террористами на Донбассе будет покончено. Мол, сейчас никто не хочет брать на себя ответственность, портить картинку перед западными партнерами и пугать собственный народ перед выборами. А вот после выборов… Вот тогда «всенародно избранный» гарант очень быстро успокоит Восток! Самое интересное, что это мнение поддерживают не только основные политики-ньюзмейкеры, но и простые обыватели. Впрочем, ничего удивительного. Люди устали от противостояния и хотят мира.
К сожалению, мира не будет еще долго. По той же причине, по которой его нет до сих пор. Ведь страну снова ждут выборы. На этот раз — парламентские. По крайней мере, об этом уже не раз заявляли основные политические игроки. Для одних это возможность усилить свое влияние в парламенте, для других – шанс очистить свои ряды от перебежчиков и откровенных предателей, для третьих – привести в парламент собственный политический проект. В любом случае, вопрос с выборами практически решен. Единственная нерешенная проблема – это Восток. И от того, будет ли там мир, и, как следствие, выборы, зависит расстановка сил в новом парламенте. Пока что ситуация складывается так, что единственные, кто по-настоящему заинтересован в мире на Востоке – это регионалы и коммунисты. Сегодня обе мятежные области являются основой их электоральной базы, и без того подорванной аннексией Крыма. Если же в результате военных действий Восток снова не сможет проголосовать, обе эти партии рискуют «пролететь» мимо парламента. Что, безусловно, не может не радовать нынешнюю власть, которая будет иметь уникальный шанс получить конституционное большинство в парламенте. Тем более, что ответственность за провал выборов всегда можно спихнуть на «сепаратистов».
Вот и получается, что никакого мира на Донбассе в ближайшие месяцы ожидать не стоит. Вместо этого будет создана видимость активной борьбы с террористами. Единственное, что будет реальным – это страх и смерть. Но кого в Киеве это волнует?