Поведение украинских политиков в ситуации с выбором аудиторов НАБУ можно сравнить с поведением непослушных детей, которые пытаются обмануть родителей и повлиять на выбор няни. Чтоб вместо строгой и опытной поставили какую-то няню-школьницу, которой можно манипулировать, продолжая тырить конфеты и кэш из родительских заначек. Наивные дети, они не даже не осознают, что родители прекрасно видят их темные делишки и хитрые, как им кажется, задумки. Родители прекрасно знают, кто и сколько распихал по выпуклым карманам сладостей и миллиардов…
Процесс назначения аудиторов НАБУ получил широкий резонанс и превратился в одну из ключевых тем украинской политики. После выдвижения альтернативных кандидатов и провала голосования за них в Верховной Раде ситуация приобрела скандальный характер.
Введение в состав Антикоррупционного комитета новых членов от БПП и полулегитимные решения комитета, накануне голосования по кандидатурам, лишь усугубили ситуацию и добавили ей дополнительного скандального содержания.
5 апреля история получит новый импульс и пойдет по новому кругу – Антикоррупционный комитет парламента в этот день должен объявить повторный конкурс для избрания аудиторов НАБУ. От действий «команды власти» зависит, превратится ли ситуация в еще больший скандал или получится с достоинством «вырулить» ситуацию с имиджевой выгодой для себя и пользой для государства. В марте провластные фракции допустили ошибку, пытаясь поспешно и без должной подготовки назначить Нейджела Брауна аудитором НАБУ. Если возникла необходимость заменить согласованного кандидата — Сторча на нового — Брауна, то надо было это делать, не создавая дополнительных проблем, скандалов и дискредитации действий власти, как внутри страны, так и перед международными партнерами. На сегодня кандидатура Брауна дискредитирована и имеет очень мало шансов на утверждение. Контролируя значительную часть парламента, и имея лояльного премьера, вполне естественно, что Президент может рассчитывать в роли аудиторов НАБУ видеть лиц лояльных и контактных. Влияние на две крупнейшие фракции в парламенте и новосформированное большинство в профильном комитете формально дает возможность не только собрать под нужных кандидатов необходимое количество голосов, но и влиять на условия их отбора. В этой ситуации Президент может выступить верховным арбитром, который собственным примером (если выдвинуть собственного кандидата ранее) не только предложил лучшую кандидатуру, но и помог парламенту преодолеть кризисную ситуацию.
Предложенный коалицией кандидат от ВР скомпрометирован и имеет минимальные шансы на прохождение в парламенте. Власти нужно искать другого кандидата. Сейчас нет полной уверенности, что даже депутаты собственных фракций поддержат предложенную кандидатуру. Результаты предварительного голосования показали, что не проголосовавших голосов БПП хватило бы для принятия нужного решения. Существует вероятность, что без дополнительных усилий голосов собственных фракций для утверждения необходимой кандидатуры может стать еще меньше. Большинство в комитете сильно нивелируется противостоянием со стороны председателя (Егор Соболев) и части членов комитета. В связи со скандальным характером, который получил процесс назначения аудиторов, к ситуации наблюдается повышенной интерес в обществе. Общественное мнение сейчас не на стороне правящей команды. Большую роль в процессе на данном этапе играют субъективные и эмоциональные оценки и заявления. Если коалиция будет действовать и дальше, как в случае с выдвижением Брауна, это может привести к излишней эскалации и даже к акциям протеста. Несмотря на определенное преимущество в парламенте и возможность при необходимости провести любую кандидатуру, стоит все же учитывать риски. В сложившейся ситуации альтернативная, более приемлемая для всех, кандидатура может: снять напряжение в обществе, снизить противостояние в парламенте, прекратить обвинения в продвижении «своего человека» и нежелании бороться с коррупцией.
Уменьшить давление и обвинения со стороны представителей иностранных государств и международных организаций. На данном этапе первоочередной задачей для власти является согласование позиций по кандидатам. До 5 апреля необходимо определиться с кандидатурами, кто из них будет предложен от Президента, Рады и Кабмина. Желательно выбрать кандидатов, которые имеют опыт работы (сотрудничества) в Украине и понимают местную специфику. Чтобы не допустить провокаций и накала страстей в обществе желательно подготовить информационное поле и провести информационную кампанию в СМИ. Лишь когда будет полная уверенность, что выбранный кандидат будет проголосован в Раде и не вызовет протестов общественности, лишь тогда ставить его на голосование. Думаю уместно коротко описать известных на сегодняшний день потенциальных аудиторах НАБУ. Итак, знакомьтесь.
Роберт Сторч— кандидатура, которую от ВР будет приветствовать общественность, иностранные государства и международные организации. Сторч — это усиление зависимости и контроля со стороны США. Свою деятельность будет вести исключительно в законодательном поле. Выполняя аудит, будет в значительной степени учитывать, как эта работа повлияет на его будущее в собственной стране. Вполне понятно, что вся исследуемая им информация и результаты работы могут стать достоянием американского правительства. Преимуществом является опыт работы в Украине и знание местной специфики. Кроме работы в посольстве Сторч в 2014 году помогал писать закон о НАБУ. Поэтому некоторые называют его американским куратором НАБУ. /> Среди угроз назначения Сторча называют то, что он считается человеком из команды Обамы и это каким-то образом может напрячь отношения с администрацией Трампа. Но вероятно это преувеличение, потому что американское посольство поддерживает его. И не столь важна должность аудитора НАБУ, чтобы влиять на межгосударственные отношения Украины и США.
Нейджел Браун– британский детектив, проживающий в Израиле. Считается более независимым от правительственных структур, чем Сторч. Из известных возможных кандидатов в аудиторы на данном этапе он является одним из самых неудобных и уже маловероятных кандидатур. Его дальнейшее продвижение в аудиторы вызовет мощное сопротивление «антикоррупционных» активистов и представителей соответствующих общественных организаций. Следствием этого может стать еще больший резонанс в обществе. Существует высокая вероятность возникновения акций протеста. Продвижение сомнительного кандидата вызовет недовольство среди представителей иностранных государств и международных организаций. Политические противники и «оппозиционеры» с большим успехом воспользуются этой темой. Почти все, что связано с кандидатурой Брауна от начала его выдвижения в аудиторы НАБУ было сделано так, чтобы уменьшить его шансы на избрание аудитором, начиная от его появления ВР, заканчивая примитивной биографией с грамматическими ошибками, которую раздали депутатам.
Джованни Кесслер — один из наиболее авторитетных кандидатов. Итальянский прокурор и гендиректор Европейского управления по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ) рекомендован ЕС. Не вызывает ни у кого особых возражений. Его поддержит Антикоррупционный комитет. Кессллер также знаком с украинскими делами. Он входил в конкурсную комиссию по отбору директора НАБУ. Считается, что его авторитет и связи в европейских структурах могут сделать работу НАБУ более эффективной. Он является одним из вероятных кандидатур в аудиторы от правительства. Но не исключено, что его могут подать и по квоте Рады.
Карлос Кастресана — испанский прокурор, по мандату ООН возглавлял комиссию по борьбе с безнаказанностью в Гватемале и добился заключения экс-президента Альфонсо Портильо и еще 150 влиятельных политиков. Несмотря на выдающиеся заслуги, неизвестно насколько он осведомлен о ситуации в Украине и насколько он успешно сможет выполнять обязанности аудитора НАБУ. Но в ангажированности или «обслуживании олигархических кланов» его вряд ли обвинят.
Марта Борщ — русскоязычный американский прокурор, которая расследовала дело Лазаренко и добилась его заключения. Желательно избежать ситуации, чтобы два из трех аудиторов были американцами. Это приведет к лишним обвинениям в управляемости Украиной из США, а также к возможному реальному усилению американского влияния и еще большему вмешательству в украинские дела.
С любым из вероятных кандидатов можно попробовать построить эффективные коммуникации и сотрудничество. Выбор возможных кандидатов крайне мал и поля для маневров совсем немного. Вероятно, придется выбирать из уже озвученных кандидатов. Потому, что малоизвестные кандидаты, которые вдруг появляются, только вызывают вопросы и скандалы. Хотя не исключено, что могут быть предложены и альтернативные кандидатуры, в том числе и от международных антикоррупционных организаций. Остается только надеяться, что у украинских политиков хватит разума и адекватности не создать себе очередной международный скандал на ровном месте. Ведь родители все видят, снисходительно улыбаются, но ведь могут и наказать.