Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) будет определять повестку дня Высшего антикоррупционного суда. А само НАБУ будут контролировать отечественные аудиторы, которым уже требуются ресурсы и штат.
Еще год иммунитета Сытнику
Верховная Рада избрала в состав комиссии внешнего контроля по аудиту Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) доктора юридических наук Владимира Василенко. Было проведено голосование по двум кандидатурам на должность. В результате экс-прокурор из США Томас Файерстоун проиграл, получив 208 голосов. А Василенко выиграл, набрав 276 голосов.
Василенко 82 года, он ранее работал судьей в международном суде ООН и представителем Украины в Совете ООН по правам человека.
Ранее, 26 мая, аудитором НАБУ от Кабинета министров был избран доктор юридических наук, глава делегации Украины в Группе государств Совета Европы против коррупции GRECO Михаил Буроменский. А третий член комиссии не назначен — Президент еще не назвал своего аудитора.
Именно аудиторы дают рекомендацию для увольнения руководства НАБУ, если были найдены нарушения. А по закону аудит эффективности деятельности НАБУ проводится ежегодно.
После своего избрания Василенко заявил, что для эффективного контроля над деятельностью бюро нужны изменения в законе. Дескать, необходимо установить больший срок на изучение работы НАБУ, поскольку одного года, как это определено действующим законом, мало.
«Дел там много. По их статистике — примерно 700 возбужденных дел. Чтобы квалифицированно и добросовестно провести анализ, года будет мало. Поэтому, мне кажется, надо, чтобы был установлен какой-то больший срок на изучение работы НАБУ», — сказал аудитор.
Следует отметить, что если такие пожелания будут реализованы, председатель НАБУ Асртем Сытник будет пользоваться иммунитетом еще более года. Ведь его можно уволить только в том случае, если аудиторы придут к выводу, что работа НАБУ была неэффективной, а его директор выполнял свои обязанности ненадлежащим способом.
А судя по словам Василенко, комиссия не только будет работать больше положенного срока, но и приступит к работе еще не скоро. Дескать, еще предстоит решить вопрос с материально-техническим обеспечением. Потребуется и штат сотрудников по обеспечению деятельности аудиторов «поскольку три человека не могут потянуть всю эту проверку на себе».
«Надеюсь, что будут внесены и приняты поправки в действующий закон о НАБУ в ближайшее время. И там будут решены все эти вопросы», — сказал Василенко.
Он указывает на то, что НАБУ работает без аудита с 2015 года.
«Они, конечно, делали отчеты, но их никто не контролировал и никто не проверял. Поэтому возникает вполне практический вопрос: с какого периода проводить сейчас аудит?» — заявил он.
На этот вопрос должны ответить сами аудиторы. Им предстоит самим определить, как они будут работать.
«Очевидно, мы должны будем договориться о методике работы, разделении труда и так далее. Впрочем, я настроен конструктивно. Считаю, что здесь не должно быть никакой конкуренции, должно быть сотрудничество», — рассудил Василенко.
Нет контроля над Антикоррупционным судом
Назначение аудитора НАБУ парламентом совпало с принятием закон о Высшем антикоррупционном суде (ВАС). Этот суд завершит создание вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП).
В этой системе будет НАБУ расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а ВАС — выносить приговоры. Закон об антикоррупционном суде написан так, что решающую роль в назначении судей будут иметь иностранные эксперты.
Эксперт Александр Дубинский заявил, что этот механизм позволит отстранить Администрацию Президента от влияния на суды, когда в них будут рассматриваться дела коррупционеров. Но оно будет заменено влиянием условного «вашингтонского обкома».
Дескать, это позволит с помощью антикоррупционных органов прямо влиять на украинские элиты, которые станут фигурантами антикоррупционных расследований.
По словам эксперта, украинская элита будет чутко прислушиваться к рекомендациям, которые последуют из-за океана.
«Теперь именно там будут решать, к примеру, давать ли Донбассу особый статус. Или кому продать атомные электростанции. Или сколько оставить населения в аграрной державе. Наконец, каким будет следующий Президент Украины. Хотя вот этот вопрос уже совсем не важен — кто бы ни стал Президентом в ближайшее время, он уже не будет самостоятельным», — заявил Дубинский.
Политолог Дмитрий Корнейчук отметил, что на создание суда уйдет около года, и он не окажет влияния на президентскую гонку.
«То, что антикоррупционный суд будет неэффективен, уже понятно по тому, что он не заработает до 2019 года — до президентских выборов. Именно поэтому максимально оттягивалось принятие этого закона. Теперь он не несет никакой угрозы для власти», — утверждает Корнейчук.
Напомним, в 2019 году планируются президентские выборы, намеченные на конец марта, и парламентские, которые пройдут в октябре. Если высший антикоррупционный суд приступит к работе через 12 месяцев, то он сможет оказать влияние на формирование нового состава Верховной Рады.
Тут следует отметить, что ВАС будет рассматривать дела, которые передаст ему НАБУ. А, значит, НАБУ будет определять, кто из представителей политической элиты станет подсудимым в антикоррупционных процессах. Контроль же над самим НАБУ отдан в руки аудиторов.
Вопреки прогнозам, они оказались не иностранцами (кандидатами ранее были бывшие прокуроры из США Марта Борщ и Испании Карлос Кастренсана, генеральный инспектор Министерства юстиции США Роберт Сторч, британский детектив Найджел Браун и др.)
Даже если глава государства по своей квоте назначит иностранца, отечественные аудиторы будут в большинстве.
Избранный Радой Василенко упомянул, что знаком с коллегой – Михаилом Буроменским – ставленником Кабмина.
«Мы не друзья, но, скажем так, знакомые по цеху, знаем друг друга как специалисты. А кто будет назначен президентом – неизвестно», — сказал Василенко.