Авансовый платеж: почему Киев решил платить за тепло летом?

На фоне ожидаемого роста цен на газ и тарифов в Киеве ввели авансовый платеж за тепло. Он носит рекомендованный, то есть необязательный характер. Таким образом, столица решила попросить горожан помочь коммунальным предприятиям с оборотными средствами в условиях кризисной и разбалансированной ситуации в энергетике. Инициатива может не сработать. Людям тяжело оплачивать коммуналку не только в отопительный период, но и летом.

Ноу-хау от КГГА

В начале июля в Киевской городской государственной администрации заявили, что тарифы на тепло и горячую воду могут подскочить на 30-40 %, да и это далеко не предел.

«Я думаю, что будет намного больше, – прогнозирует директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко. – Ситуация на рынке газа крайне сложна. Того, что происходило летом, когда цена газа падала, сейчас не происходит. Она держится в Европе на очень высоком уровне. Я думаю, что цена на газ может быть на уровне 14-15 гривен за куб. Правительство или НКРЭКУ анонсировали рост стоимости тепла и очень существенно. Если в Киеве гигакалория стоила где-то 1300 гривен, то будет 2400 или больше. Это ужасный рост стоимости коммунальных услуг, отопления и горячей воды».

Такой рост тарифов в КГГА объяснили отменой в мае механизма возложения специальных обязанностей (ПСО) на поставку природного газа для предприятий теплокоммунэнерго. Кроме того, был отменен механизм послеоплаты, и теперь тепловые предприятия должны полностью предоплачивать газ. Они становятся «планово убыточными» и лишаются оборотных средств.

Чтобы сгладить проблемы предприятий и оплату коммунальных услуг гражданам, в столице решили ввести авансовый платеж за тепло. Именно с такой специальной графой киевлянам пришли платежки за июнь.

«Мы вводим механизм рекомендованного авансового платежа, чтобы уменьшить объемы начислений для людей зимой. Сумма рекомендованного платежа определяется на основе прогнозируемого объема потребления в определенном расчетном периоде. Это около 10 грн./м2 отапливаемой площади. Авансовый платеж будет отображаться в лицевых счетах клиентов как переплата. То есть фактически киевляне платят вперед и гарантированно меньше платят зимой», – рассказал директор СП «Энергосбыт» КП «Киевтеплоэнерго» Константин Лопатин.

«Это не является каким-то ноу-хау от КГГА, – говорит глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Такого рода платежи вводятся и во многих европейских странах. Например, в той же Италии коммунальные платежи делаются не за месяц, а сразу за два месяца. Фактически КГГА обращается с просьбой к киевлянам помочь им собственными деньгами, предоплатить за тепло и горячую воду, чтобы они имели оборотные средства, чтобы могли оплатить за газ и таким путем выйти из сложной ситуации».

Авансовый платеж сочетается с давним явлением с оплатой коммунальных услуг в условиях постоянного и масштабного роста коммунальных тарифов в Украине. Как правило, граждане плохо оплачивают полностью всю платежку в отопительный сезон из-за возрастающей финансовой нагрузки, а погашают долги, когда отопительный сезон заканчивается, то есть весной и летом.

«Статистика показывает, что уровень платежей в этот период растет до 130-150 %, – говорит Александр Сергиенко. – Фактически мы имеем ситуацию, что люди оплачивают отопление круглогодично. “Киевтеплоэнерго” предложило людям делать это официально. Вводится дополнительная графа, что вы можете уплатить наперед, пока у вас нет той нагрузки, которая будет в отопительный период».

Логика авансового платежа за тепло основывается и на том, что лучше платить наперед, чем за долг. Но выгода здесь прослеживается преимущественно для поставщиков тепла. Предприятия получают некую финансовую подушку безопасности, когда «Нафтогаз» требует предоплату за газ. Если она не поступает, следуют пени и штрафы. Это огромные деньги. Эксперты считают, что авансовый платеж за тепло необходимо вводить и в других городах Украины.

«Эту инициативу нужно широко пропагандировать, – продолжает Александр Сергиенко. – Если бы у нас правительство было политиком, а не политиканом, правительство должно согласовывать интересы разных целевых групп, категорий населения, бизнеса, предпринимателей, то такую практику нужно было бы зафиксировать законодательно. Несколько лет назад у нас была эта рассрочка платежа за тепло на целый год. В законе о ЖКХ взяли и отменили ее, указав, что только в отопительный период. Это, может, логично с точки формальной логики, но с точки жизненного опыта это не работает».

Однако эксперты предупреждают, что авансовый платеж следует вводить именно до отопительного периода. Если это делать во время холодов, это может удвоить сумму в и без того неподъемной платежке.

«Авансовый платеж за тепло имеет смысл, – говорит эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. – Мы же предоплачиваем ряд других услуг – телефон, интернет, может, кто-то предоплачивает электрическую энергию. Но все эти предоплаты должны приобрести обязательный характер. Единственное что, ни в коем случае не вводить предоплату после начала отопительного сезона».

«У киевлян нет свободных средств»

Тем временем долги населения по оплате коммунальных услуг продолжают держаться на довольно высоком уровне. По данным Госстата, на конец мая 2021 года, долги составили почти 70 миллиардов гривен. Из прошлого отопительного сезона население вышло с долгами за ЖКУ на уровне 82 миллиардов гривен. Большую часть в структуре долгов занимают именно неплатежи за газ, тепло и горячую воду. А по данным сервиса Опендатабот, за первое полугодие 2021 года задолженность по оплате коммунальных услуг выросла на 21,2 % (плюс 73 тысячи долгов, зарегистрированных в Едином реестре должников Украины).

По мнению экспертов, авансовый платеж за тепло вряд ли снизит реальную задолженность, а сама форма предоплаты не вызовет у киевлян большого желания воспользоваться ею из-за экономического кризиса и нехватки средств в семейных бюджетах.

«За счет таких авансовых платежей Госстат в августе покажет, что у населения существенно сократились долги по ЖКХ, – говорит экономический эксперт Юрий Гаврилечко. – Но будет ли это сокращением долгов? Нет. У нас манипуляции с бюджетом идут на всех уровнях. Будет ли это реальное уменьшение долгов? Нет. Потому что эти деньги все равно будут потрачены в период отопительного сезона».

«Я очень пессимистично смотрю на это, потому что не вижу у киевлян свободных средств, чтобы они могли оплатить наперед за тепло, – говорит Олег Попенко. – За время пандемии у нас не увеличилась экономика, не увеличились зарплаты. Фактически киевлянам не будет за что платить и чем платить. Кстати, пандемии также никто не отменял. Люди скорее будут копить деньги на лечение, потому что нас ждет очередная волна пандемии осенью. Поэтому я не предвижу резкого увеличения платежей среди киевлян».

Олег Попенко считает, что Киеву необходимо заняться качеством услуги и состоянием жилого фонда.

«В Киеве около 11 300 жилых домов, – говорит эксперт. – Из них 9,5 тысяч домов требуют безотлагательного капитального ремонта. Потеря в этих домах тепла фактически на уровне 40-50 %. Если Киев будет финансировать жилой фонд на уровне 200 миллионов гривен в год, то это где-то 230 лет нужно, чтобы провести полную модернизацию. Я не предвижу, что киевляне будут рисковать, платить за услугу, которую они не понимают, будут получать или нет».

А Юрий Гаврилечко замечает, что прежде чем в Киеве вводить авансовый платеж за тепло, коммунальным предприятиям необходимо было обратиться за поддержкой не к потребителям, а к Киевскому городскому совету.

«Если это коммунальное предприятие и ему не хватает оборотных средств, – напомню, в Киеве профицитный бюджет, – то почему руководство этих предприятий не выходит с предложением на профильную комиссию Киевсовета по ЖКХ с предложением или увеличить их бюджетное финансирование, или дать муниципальную программу по поддержке, – говорит эксперт. – Что тут сложного? Коммунальное предприятие должно прийти в гости к депутатам с расчетом того, что им нужно. Дальше депутаты либо принимают, либо не принимают проект соответствующего постановления на комиссии. Принятое на комиссии решение выходит в сессионный зал Киевсовета. Тогда принимаются изменения в бюджет города, которые должна выполнять КГГА через департамент».

Читайте также по теме