С 1 января 2015 года европейские компании без ограничений смогут летать в любые аэропорты Украины, а украинские авиаперевозчики – во все аэропорты стран ЕС. Это стало возможным благодаря тому, что Украина подписала Соглашения об Общем авиационном пространстве (САП) со странами Европейского Союза. Также в ближайшее время Госавиаслужба введет новый Порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. Согласно новому документу, разрешения на новые маршруты получат лишь те авиакомпании, которые не имеют финансовых проблем, ведут конкурентную тарифную политику и отличаются высоким качеством обслуживания. ГолосUA решил разобраться, как такие глобальные изменения на авиарынке страны отобразятся на ценах на авиабилеты, и спросил у бывалых путешественников, как летать по всему миру много и недорого.
Выбор у пассажиров будет
По словам экс-вице-премьер-министра Украины, ныне народного депутата (Оппозиционный блок) Александра Вилкула, благодаря САП европейские авиакомпании получат свободный доступ к украинскому рынку авиаперевозок, что позволит украинцам пользоваться большим количеством маршрутов и качественным сервисом.
«А рост конкуренции на рынке авиаперевозок создаст условия для снижения цен на перелеты»,- заверил чиновник.
Правда, пока новые авиакомпании не зашли на украинский рынок, компания «Международные авиалинии Украины» уже заявила о том, что в ближайшее время авиабилеты, не подешевеют, а, наоборот, подорожают.
«Гривна девальвировала, поэтому цены вырастут. Топливо дорожает, запчасти дорожают, нужно повышать зарплату персонала за пределами Украины — все это происходит в иностранной валюте», — пояснил глава наблюдательного совета МАУ Арон Майберг.
В Госавиаслужбе утверждают, что как только САП начнет действовать, МАУ придется снова снизить тарифы, потому что конкуренция вырастет.
«На все маршруты, на которые приходили другие перевозчики после ратификации САП, вместо одного монопольного рейса всегда появляется 4-7. При этом, соответственно, и количество рабочих мест растет, и обслуживание за счет конкуренции улучшается, и цены становятся ниже»,- говорит председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк.
На днях общественность взволновала новость о том, что WizzAir, возможно, «уйдут» с рынка Украины. Но после переговоров с представителями Госавиаслужбы иностранная компания изменила свое решение.
«Мы уходить с украинского рынка не будем. У них есть права на сотню маршрутов»,- заверил гендиректор компании WizzAir Акош Буш.
Правда, с небольшими иностранными авиакомпаниями Госавиаслужба еще не смогла найти общий язык. Такие игроки выступают противниками САП, заявляя о том, что им придется уйти из рынка.
«Нам не нравятся требования САП – что компания, которая хочет получить маршруты на внешний рынок, должна работать и на внутреннем рынке. После того, как маршруты «Киев-Симферополь» и «Киев-Донецк» перестали использоваться, фактически внутренний рынок Украины убыточный. Получается, что компания должна два года работать себе в убыток, чтобы потом получить международные маршруты? Когда небольшие компании не могут выйти на рынок, то о каких лоукостах может идти речь?»,- говорит эксперт авиарынка Лебедева Лариса.
Чиновники все же уверены, что в Украине есть масса маршрутов, по которым можно работать даже сейчас.
«Из Киева в Одессу ежедневно летало четыре самолета компании МАУ. При этом цены довольно высокие. Чтобы снизить эти цены, нам нужно другие компании приобщать к внутренним перевозкам. Если тот же WizzAir добавит хотя бы один рейс в две недели по этому же направлению по цене 1-2 тысячи гривен, то поток пассажиров увеличится. И «МоторСич» тоже осуществляет внутренние рейсы. Работы хватит для всех»,- считает Д. Антонюк.
Председатель Госавиаслужбы уверяет, — если завтра любой лоукост в соответствии с горизонтальными соглашениями или САБом, попросит у нас разрешения зайти на рынок, у Госавиаслужбы не будет оснований его не пустить.
Как летать дешево всегда
Бывалые туристы знают, как путешествовать, не тратя при этом большие суммы денег. Чтобы найти недорогой авиабилет, они планируют поездку заранее – потому что билет, купленный за шесть месяцев до вылета всегда дешевле, чем тот, который вы купите за месяц.
Если нет точной даты вылета, при поиске авиабилетов лучше смещать даты на несколько дней – стоимость билета в разные дни могут значительно отличаться, а по выходным и в праздники цены всегда выше. Также стыковочные рейсы с пересадками почти всегда дешевле, чем прямые перелеты.
Также неплохой способ сэкономить – купить «горящие туры» в турагентствах.
«Иногда у нас остаются нераспроданные билеты на чартерные рейсы. За несколько дней до даты вылета такие билеты становятся на 30-50% дешевле. Правда, нужно быть морально и физически быть готовым улететь в отпуск в любой момент, так как иногда билеты продаются с вылетом на завтра. Да и география полетов невелика — чартеры летают в основном только на популярные курорты»,- рассказывает менеджер по продажам крупной туристической фирмы Юлиана Зайченко.
Специалист также советует сделать подписку на новостные рассылки крупных авиакомпаний, которые летают из вашего родного города. Список лоукостов мира можно увидеть здесь.
«Крупные авиакомпании часто предлагают акции и скидки по самым популярным направлениям своего региона. Например, авиакомпания «Люфтганза» время от времени продает недорогие билеты в Азию, Мексику, Африку, Южную Америку. Из Европы в США можно улететь за $500-700, кроме летнего периода и периода «Work and travel USA», который длится с 15 апреля по 15 сентября»,- рассказывает она.
Также можно участвовать в бонусных программах авиакомпаний, благодаря которым можно накапливать мили за перелеты, а потом получать скидки при покупке авиабилетов. К тому же, у авиакомпаний, как правило, есть партнеры (автопрокатные компании, гостиницы и т.д.), которые также могут предоставить дополнительные скидки и бонусы в виде бесплатных услуг.
Бывалые путешественники в рамках участия в бонусных программах рекомендуют узнать, входит ли ваша авиакомпания в так называемый авиационный альянс — партнёрское объединение авиакомпаний, в рамках которого объединяются системы бронирования, бонусные программы для пассажиров, вводятся совместные рейсы и согласовываются расписание рейсов.
В рамках авиационных альянсов можно покупать авиационные проездные (AirPass) — единый проездной билет в рамках одного или нескольких континентов или даже кругосветный проездной.
Вот так выглядит пример кругосветного AirPass на 6 континентов, стоимость — около $4-6 тысяч.
«Когда я планирую поездку, то всегда захожу на сайт аэропорта, чтобы проверить, есть ли там дополнительные услуги для пассажиров. Результаты могут вас удивить: в аэропорту Дубаи при длительной стыковке можно бесплатно сходить в спа-центр и бассейн, а аэропорт Франкфурт предлагает потрясающий экскурсионный тур. Если вам придется провести ночь в аэропорту, можно почитать отзывы и найти тихое место в укромном уголке здесь»,- рассказывает путешественник Игорь Самойленко.
Он уверен – если подходить к вопросу выбора билетов ответственно, то никакие политические решения не помешают путешествовать, не разоряя свой бюджет.