То, что так долго анонсировали в МВД, произошло — в Украине после череды тестирований и испытаний с 1 июня заработала автоматическая фиксаций нарушений правил дорожного движения. Система, правда, работает пока в столице и Киевской области. Тут функционирует 50 видеокамер.
Но на этом чиновники МВД останавливается не будут – впереди внедрение системы в регионах и на ключевых участках главных трасс страны.
В самих ближайших планах правоохранителей установка 220 дорожных комплексов с камерами по всей стране, ну а к концу года в полиции рассчитывают увеличить число таких «точек» до 643.
Ну а пока в патрульной полиции успели отрапортовать о результатах первых 5 дней работы системы. По данным правоохранителей, в этот короткий период было зафиксировано 200 тыс. нарушений ПДД и все они касаются превышения скорости. Если говорить на чистоту — результаты удручающие. Водители продолжают лихачить, несмотря ни на что.
В некоторых случаях, как указывают в патрульной полиции, отдельные водители превышали скоростные лимиты почти вдове. А были такие автолюбители, которое совершили 10 нарушений за один день. Первые «письма счастья» уже отправлены нарушителям различными способами: кто-то получил уведомление на электронную почту, а кому-то о штрафе сообщил почтальон.
Напомним, за превышение скорости более чем на 20 км/ч штрафуют на 255 гривен, а за превышение более чем на 50 км/ч – на 510 гривен. Однако есть возможность 50% скидки в случае оплаты штрафа в первые дни.
Как бы то ни было, для владельцев авто все только начинается, признаются в полиции. Так, возможности системы будут расширены до конца года. Помимо превышения скорости, камеры будут фиксировать проезд на «красный» свет, нарушение правил остановки и парковки, движение в пешеходной зоне, выезд на полосу встречного движения.
Помимо этого, в Верховную Раду планируют внести законопроект, согласно которому граждане, постоянно превышающие скорость, будут не только платить штрафы, но и повторно сдавать экзамены.
Также в стенах парламента находится проект закона, которым предлагается повысить штрафную санкцию за быструю езду с 510 гривен до 3,4 тысячи гривен.
Стоит также напомнить, что запуску системы автоматической фиксации нарушений ПДД предварял отмена «штрафных баллов» для водителей.
Заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий сообщил, в Facebook, что «цель установки системы автоматической фиксации – превентивная».
«Это необходимо для того, чтобы улучшить безопасность дорожного движения, уменьшить аварийность и смертность на украинских дорогах», — объяснил он.
Действительно, статистика ДТП в стране, наверное, самая страшная, если сравнивать с ЕС. Ежегодно на дорогах Украины гибнет как минимум 3500 человек. По информации патрульной полиции, за пять месяцев текущего года зафиксировано 57 929 ДТП.
Но не только безответственность автолюбителей и низкий уровень водительской культуры создают «плохую» статистику. Одним из ключевых факторов аварийности является и неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры.
В свежем рейтинге качества дорог от Всемирного экономического форума Украина занимает 130 место из 137 существующих.
Украинские дороги оказались лучше лишь дорог Парагвая, Йемена, Гвинеи, Мадагаскара, Гаити, Конго и Мавритании. А вот обогнали Украину такие страны, как Камерун, Нигерия, Молдова и Мозамбик.
Эксперты отмечают, что комплексы автоматической фиксации (КАФ) должны снизить аварийность на 30%, но об этом рано говорить, поскольку оснащение украинских дорог камерами находится на начальном этапе.
«В Украине 170 тысяч километров дорог. На других дорогах, где нет таких камер ситуация будет оставаться прежней. Сколько времени понадобиться на то, чтобы охватить все дороги такими камерами, никто не знает», — говорит автоюрист Владимир Караваев.
Эксперт Growford Institute Алексей Кущ отмечает, что автоматическая фиксация нарушений ПДД вводится в период кризиса.
«Люди обозлены, по ним бьет кризис, и в это время им не только возвращают техосмотр, но и ужесточают ответственность за уклонение от мобилизации и вводят штрафы при автоматической фиксации нарушений ПДД», — констатировал он.
По его мнению, государству в первую очередь стоило бы решить вопрос ответственности «евроблях» на украинских дорогах, а уж потом заниматься ответственностью всех остальных.
«Получается, что автофиксация нарушений ПДД является дискриминационной по отношению к законопослушным водителям. Потому что «евробляхерам» ничего не будет, а водители, зарегистрировавшие свои авто в Украине, заплатят вдвойне», — добавил Алексей Кущ.
По его мнению, нынешнее внедрение системы является попыткой взимать дополнительную мзду с украинцев, нежели обеспечить безопасность на дорогах.