Система автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД будет запущена после снятия карантинных мер в стране, говорят представители власти. Будет ли она работать без сбоев — самый главный вопрос, ведь, со слов экспертов, мы получили на дорогах не совсем то, что обещали в МВД.
Запуск системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, который ожидался 1 мая, переносится.
«Мы много работали, чтобы эта система заработала вовремя – с 1 мая, но коронавирус внес свои коррективы во многие сферы нашей жизни. Поэтому из-за пандемии запуск проекта, к сожалению, переносится», — написал своем в Телеграм-канале министр инфраструктуры Владислав Криклий.
В МВД пояснили перенос тем, что карантинные ограничения «частично касаются работы определенных подразделений полиции и других организаций, задействованных в процессе работы системы автофиксации».
В ведомстве решили отложить работу системы до окончания карантина. Его, как известно, начнут ослаблять после 11 мая, и есть надежда, что в июне страна вернется к прежней нормальной жизни. Но пока же чиновники не обозначают четких сроков введения новшества.
Надо сказать, что сама подготовка проекта растянулась на годы: велась работа на законодательном и техническом уровнях
Согласно данным Счетной палаты, обнародованным еще в 2018 году, стартовая смета системы составляла 1,1 млрд гривен. При этом стоимость строительства цифровой инфраструктуры, необходимой для функционирования системы, оценивалось представителями МВД в 317 млн гривен.
Было подсчитано, что для полноценной работы автоматической фиксации нужна «армия» дорожных камер численностью не меньше 4 тыс. единиц. Эта «армия», надо сказать, еще не собрана и оснащение дорог фото- и видеокомплексам продолжается.
Ранее в Киеве установили 20 комплексов, еще 25 — в Киевской области. Они были размещены на сложных участках, где самая плохая статистика по авариям. К лету будут установлены 5 систем на Львовщине. В целом до конца года планируется приобрести 220 комплексов, что, естественно, мало.
Эксперт общественной кампании «ЕвроПатруль» Вячеслав Коновалов говорит, что низкое вооружение камерами создает трудности для системы.
«На данный момент в Украине нет достаточного количества камер для автоматической фото-и видеофиксации нарушений ПДД. Поэтому в год может быть выписано, по моим подсчетам, всего 200-300 протоколов. Разумеется, таким образом повлиять через штрафы на ситуацию на дорогах не удастся и это не уменьшит количество правонарушений и ДТП», — сказал аналитик.
Коновалов выразил мнение, что, поскольку в оформлении административное протокола за нарушение ПДД будет участвовать инспектор, то принцип отправки «писем счастья» не будет автоматическим, как ранее анонсировали в МВД.
«Если в процессе оформления участвует инспектор – а он будет участвовать, — то это не автоматическая фиксация нарушений ПДД. И тут есть поле для злоупотреблений. Инспектор или группа инспекторов могут игнорировать некоторые нарушения, а просто позвонить нарушителю и сказать, чтобы не нарушал, а некоторым протоколы о штрафах будут отправлять. То есть, это совсем не то, что обещали в МВД», — сказал он.
Помимо всего, жизнь водителям усложнит недавнее решение законодателей, которое заключается в отмене штрафных баллов. Так, в апреле Рада проголосовала за законопроект, исключив из КоАП соответствующие нормы.
Ранее автолюбитель имел ежегодно 150 штрафных баллов, которые были своеобразным «щитом» перед реальным денежным штрафом. Те автомобилисты, которые превышали «лимиты», должны были платить. Так к примеру, за превышение скорости, за игнорирование дорожных знаков, за езду по тротуару, за нарушение правил остановки или парковки и проч., должны были сниматься 50 баллов за один раз. То есть, всего баллов хватило бы, чтобы нарушить подобные правила без денежного штрафа три раза в год. Теперь же все иначе.
По словам президента Всеукраинского общественного объединения «Ассоциация безопасности дорожного движения» Михаила Берлина, Украина не пытается имплементировать европейские нормы в вопросах дорожной безопасности, чему свидетельствует игнорирование властями рекомендаций, изложенных в Стокгольмской декларации.
Он напомнил, что в ДТП погибает более 3 тыс. украинцев в год, еще около 30 тыс. травмируются.
Эксперт уверен, если заниматься профилактикой ДТП, можно на 30% снизить травматизм и смертность в авариях. И такими мерами является контроль скорости движения, для чего и устанавливаются камеры фиксации.
«В Киеве выделили на камеры около миллиарда гривен по госпрограмме. Но, как видим, никак эту систему не могут запустить, хотя в Европе все давно работает. Да и закупленных камер недостаточно. Но это лишь маленький кусок работы», — подытожил он.