Нарушение канонической территории УПЦ Московского патриархата Константинополем, назначившим экзархов в Киев, ведет к расколу мирового православия и непризнанию будущей автокефальной церкви, — отмечают эксперты. Таким образом, выгода власти сводится лишь к конфликту, поляризирующему электорат накануне выборов.
«Зачем вы претесь на нашу территорию»»
Константинопольский патриарх Варфоломей в рамках подготовки к предоставлению автокефалии назначил своих экзархов в Украину. Один экзарх родом из Львова, дугой — из Бучача Тернопольской области. Они являются епископами Украинской церкви США и Канады, которая с 1995 года входит в Константинопольский патриархат.
Однако, что 2-е правило Второго Вселенского собора гласит: «Епископы да не простирают своей власти на Церкви, за пределами своей области». На это каноническое правило ссылаются в Украинской Православной Церкви, заявляя, что назначение экзархов Константинополем стало грубым нарушением канонической территории УПЦ.
Как сказано в заявлении УПЦ, данное решение Константинополя противоречит принципу: «Не будучи приглашенными, епископы да не переходят за пределы своей области». В документе подчеркивается, что назначение экзархов в Киев состоялось без ведома митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия как единого канонического епископа города Киева.
Политтехнолог Михаил Подоляк отмечает: «Процесс автокефализации украинской церкви уже начался. Он неизбежен и обязательно будет доведен до логического завершения. Понятно, что и УПЦ и тем более Русская Православная Церковь были, мягко говоря, шокированы столь стремительным развитием сюжета и потому сразу же жестко отреагировали — «зачем вы претесь на нашу территорию»».
Действительно, Синод Русской Православной Церкви (в составе которой УПЦ обладает автономией) выступил с заявлением, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» в связи с назначением архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Иллариона (Канада) — экзархами Константинопольского Патриархата в Киеве.
В РПЦ подчеркнули, что назначение экзархов стало грубейшим попранием церковных канонов (2-е правило II Вселенского Собора; 20-е правило Трулльского Собора; 13-е правило Антиохийского Собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского Собора).
Следует отметить, что упомянутые правила на собственной территории Константинополем соблюдаются. Так, в 1920 году, церковникам, вышедшим из Крыма вместе с белогвардейцами, пришлось запрашивать специальное разрешение, чтобы исполнять для русских православных беженцев «все, что требуется Церковью и религией».
Разрешение было дано исключительно с тем условием, что служение в Турции будет проходить под «предначальственным управлением» Вселенской патриархии. Собственную церковь Константинополь создать не позволил.
Таким образом, свою каноническую территорию Константинополь блюдет строго, а в отношении Украины счел возможным не заметить существование законной православной юрисдикции — УПЦ. Не обращая на нее внимания, патриарх Варфоломей запустил процесс предоставления автокефалии неким «православным верующим Украины» без указания адресата.
Драка за храмы без евхаристического общения
Константинополь принял к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии вопреки воле епископата УПЦ Московского патриархата, который высказался за сохранение ее существующего статуса.
Последствия уже анонсированы. Председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Илларион сравнивает их с Великой схизмой, при которой церковь разделилась на Восточную и Западную. « Это будет означать фактически раскол, подобный расколу 1054 года», — говорит митрополит.
Напомним, что в 1054 году Папа Римской предал анафеме Константинопольского патриарха и его помощников, а тот в ответ анафематствовал папских легатов. Если события будут развиваться аналогичным образом, последуют взаимные отлучения Константинополя и Москвы.
Пока же митрополит Илларион констатировал, что средства церковной дипломатии практически исчерпаны, и Русская православная церковь разорвет евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом в случае предоставления автокефалии.
Отметим, что получить Томос об автокефалии рассчитывает Киевский патриархат, который не признан в православном мире. Политолог Руслан Бортник прогнозирует, такая автокефалия приведет к усилению конфликта на религиозной почве между разными православными общинами.
«На территории Украины будут две канонические общины, которые будут бороться за церковное имущество. В итоге это приведет к тому, что мы не увидим ни одной независимой церкви, будут две зависимые, одна от Москвы, другая — от Константинополя. Канонический раскол будет зафиксирован документально, и религиозного мира в нашей стране мы не увидим», — считает он.
При анонсированном разрыве евхаристического общения между Москвой и Константинополем события будут развиваться более драматично. Понятно, что автокефалию признают далеко не все 15 поместных православных церквей, а связываться со взаимными прещениями Москвы и Константинополя многие поместные церкви не станут. Ведь в случае признания ими украинской автокефалии последует разрыв евхаристического общения с Москвой.
Политолог Дмитрий Корнейчук предполагает, что вместо предоставления автокефалии Вселенский патриархат попытается распространить собственную власть на Украину. «Экзархат — это просто филиал церкви. Иными словами, речь идет не о независимой украинской церкви, а об экзархате Вселенского патриахрата», — написал он в Facebook.
Как бы то ни было, непризнанный Киевский патриархат останется непризнанным и в случае автокефалии, и в случае создания экзархата. Ведь церковь, которая будет создана на его основе, не получит евхаристического общения со всеми православными юрисдикциями, как того ожидают верующие.
В Киевском патриархате полагают, что после получения Томоса создадут новую церковную структуру (которую называют Единой поместной церковью). В нее войдут иерархи Киевского патриархата, УАПЦ и несколько епископов УПЦ Московского патриархата, а затем туда, якобы, перейдет большинство верующих УПЦ. Но при отсутствии общения с мировым православием в этом не будет смысла.
Эксперты уверены, что Украину ожидает затяжной религиозный конфликт. Политолог Андрей Золотарев напоминает, что инициаторами обращения к Константинопольскому патриарху выступили не церковники, а украинская власть во главе с Президентом Порошенко.
«Вдобавок к существующим в обществе конфликтам и противоречиям, Порошенко вбивает еще один клин», — говорит он. Эксперт уверен: «Идея создание поместной церкви — это шанс для Президента вывести ситуацию из равновесия и попытаться поделить общество на своих и чужих».
А политолог Алексей Якубин констатирует: «Уже есть обострения, когда активисты пытаются отобрать имущество Украинской православной церкви и передать его Киевскому патриархату. Томос может привести к тому, что подобные случае станут массовыми».