Андрей Кислов
16:00 03/09/2018

Автокефальный передел: Томос станет сигналом к атаке на УПЦ

Предоставление Константинополем автокефалии Киевскому патриархату, по экспертному мнению, послужит предлогом к принятию законопроектов №4511 и 4128. УПЦ Московского патриархата  может потерять храмы, ее священноначалие будут назначать по согласованию с государством, а за нарушение этой нормы УПЦ могут запретить.

«Куда жестче, кровавей и дольше»

Константинопольский патриархат  принял решение о том, что имеет право единолично предоставлять Томос  (указ) об автокефалии. СМИ сообщили, что на Архиерейском соборе в Стамбуле, 2 сентября, епископы  рассматривали этот вопрос, и пришли к ответу: «Да, Константинопольский патриархат может предоставлять автокефалию без каких-либо согласований».

Президент  Петр Порошенко в своем Twitter растолковал:  «Вселенский Патриархат принял решение о праве без учета мнения Москвы предоставлять всем государствам права на создание Поместной церкви. И в первую очередь Украины — права на создание Поместной соборной православной Украинской церкви».

Эксперты не исключают обострения напряженности в украинском обществе в случае предоставления Томоса Киевскому патриархату. Ведь крупнейшая в стране Украинская православная церковь находится в каноническом единении с Московской патриархией, и не желает получения автокефалии (независимости) из рук Константинополя.

Автокефалия — инициатива украинских властей. И политолог Алексей Якубин считает, что эксплуатация  властью этой темы ведет к усилению конфликта на религиозной почве.

«Уже есть подобные обострения, когда активисты пытаются отобрать имущество Украинской православной церкви и передать его Киевскому патриархату. Томос может привести к тому, что подобные случае станут массовыми», —  говорит А. Якубин.

Он напоминает об оговорке, сделанной лидером Киевского патриархата Филаретом, который в одном из интервью заявил: «Государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет здесь украинская церковь признана, то Лавра — и одна, и вторая (Киево-Печерская и Почаевская —ред.) — будут переданы украинской церкви».

Потом вышло другое интервью, в котором Филарет заявил, что  никто не пойдет «захватывать Лавру». Дескать, по законам все храмы и имущество принадлежат общинам, а не конфессии как таковой.

Однако, следует отметить, что в Верховной раде еще в 2016 году были зарегистрированы законопроекты №4511 и 4128, которые создают  юридическую базу для атаки на УПЦ.

Законопроекты не были отозваны, хотя  Главное научно-экспертное управление Аппарата ВР предлагало отклонить оба вышеназванных законопроекта, как нарушающих Конституцию и действующие в Украине законы.

Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев пояснял, что первый из этих законопроектов направлен на введение прямого государственного управления над крупнейшей религиозной организацией Украины – Украинской православной церковью. Второй законопроект предполагает узаконивание рейдерских захватов храмов УПЦ.

Законопроект № 4511 называется  «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие органы которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой государством-агрессором».

А  законопроект  №4128 предусматривает законодательные изменения «относительно изменения религиозными общинами подчиненности». Принять их планировали в мае прошлого года. Но тогда рассмотрение отложили под давлением общественности. Томос Константинополя  станет сигналом к атаке.

«Хочется напомнить адептам этих законодательных новелл об одной аксиоме. Суть ее вкратце такова, если конфликт в обществе дополняется еще и религиозным фактором, то дальше все идет куда жестче, кровавей и дольше. Доказано историей», — отмечает Золотарев.

Священников контролировать, храмы отобрать, а в перспективе — запретить

Законопроект № 4511, предлагает неравный подход государства к верующим. Так, Церковь, «управляющий орган которой находится на территории государства-агрессора», получит «особый» статус.

Хотя название религиозной организации прямо не указано, известно, что речь идет о об Украинской Православной Церкви. Хотя устав Церкви с тех пор был изменен в сторону пущей автономности, УПЦ все равно остается частью Русской православной церкви, поминает на службах патриарха Московского. А Киевский митрополит является членом синода РПЦ.

Законопроектом предполагается, что руководящий состав Церкви и в регионах, и в столице, будут назначать только после согласования с центральным органом власти, который реализует государственную политику  в сфере религии.

Этот центральный орган тоже не указан, но специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере межнациональных отношений, религии и защиты прав национальных меньшинств является Министерство культуры.

Таким образом,  министр культуры будет решать, назначать епископа управляющим епархией, или нет (критериев законопроект не указывает).  За нарушение этой нормы УПЦ могут запретить на территории Украины.

В законопроекте № 4128, предусмотрено, что принадлежность к определенной религиозной общине определяется «самоидентификацией».

Устав общины можно будет изменить простым большинством голосов лиц, присутствующих на собрании общины. То есть, те, кто себя «идентифицирует» с общиной, могут провести собрание и изменить принадлежность прихода. В результате чего, церковное здание перейдет в собственность другой конфессии.

Отметим, что имущества у Украинской православной церкви  гораздо больше, чем у Киевского патриархата.

По данным Департамента по делам религий Минкульта на начало 2018 года, в УПЦ имеется более 12 тысяч действующих приходов. В Киевском патриархате их 4,8 тыс.

Монастырей в УПЦ имеется 211, в Киевском патриархате их числится 62, в УАПЦ-12. А вот монахов в УПЦ более 4,7 тысячи, в Киевском патриархате — 216 человек.  Священнослужителей в УПЦ более 10 тысяч. В Киевском патриархате служат 3.6 тысяч священников.

Перспектива передела церковной собственности настораживает не только православных. Так, епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римско-Католической Церкви Станислав  Широкорадюк весной прошлого года заявлял:  «Таких законов не должно быть! Здесь молчать нельзя. Есть юридическое лицо, которое имеет право на свою собственность, права, защищается Конституцией….. Это не хорошо, это не справедливо! Кто сильнее, тот и прав — это не по-христиански. То же рейдерство».

С тех пор давление на УПЦ усилилось. Президент Порошенко, выступая на параде в День Независимости, прямо заявил о  решимости положить конец «неканоническому пребыванию весомой части православной общественности Украины в зависимости от русской церкви».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также по теме