Финансово-экономический кризис, девальвация и потеря внешних рынков сбыта – главные причины стагнации отечественной автомобильной индустрии. По предварительным данным, в 2014 году совокупный выпуск автотранспортной техники в стране сократился на 43%.
Так, согласно информации ассоциации автопроизводителей Украины («Укравтопром»), в прошлом году было произведено 28 751 авто, против 50 482 в 2013 году.
Наихудший результат продемонстрировал автобусный сегмент: в минувшем году на украинских предприятиях было собрано 878 автобусов различной модификации, что на 1 602 единицы или на 64,6% меньше, чем в предшествующем году. При этом наименьший производственный спад состоялся на «Черкасском автобусе» — 319 автобусов, при 36,3% в общегосударственном выпуске.
За автобусами следуют легковые автомобили: за период январь-декабрь с конвейера сошло 25 941 авто и, таким образом, сокращение производства, исходя из годового исчисления, состоялось на уровне 43,3% или 19 817 авто. Предприятием-лидером в этом направлении стал Запорожский автомобилестроительный завод, его годовой итоговый результат – 12 779 авто, что ниже показателей 2013 года на 33,6% или на 6 478 авто.
Падение в 13,9% (или на 312 до 1 932 единиц) показал также сегмент грузовых авто. Относительно умеренное снижение производства состоялась благодаря единственному в Украине изготовителю большегрузных автомобилей, предприятию «АвтоКрАЗ», который в свете военных действий на Донбассе получил большой государственный заказ. В целом его доля в сегменте составила 71,8%. Сам завод, по сравнению с 2013 годом, увеличил сборку на 49,2% или на 458 грузовиков до 1 388.
Следует напомнить, что ЗАЗ и корпорация «Богдан» во второй половине прошлого года, ввиду деструктивных для рынка экономических реалий, фактически приостановили работу на своих площадках, а на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ) с августа 2014 года и вовсе заморожено производство. Если сравнивать показатели декабря 2013 и 2014 годов, то из 9 «работающих» предприятий автопрома, 7 имеют падение в диапазоне 80-99%.
Что касается внутренних продаж, то 100% девальвация гривны по отношению к доллару, которая, естественно, вызвала рост цен на импортную продукцию и комплектующие, а также общее уменьшение деловой активности и доходов граждан, охладили потребительский интерес и изменили динамику реализации авто. Усугубили ситуацию коммерческие банки, которые, ввиду рисков, связанных с ликвидностью и неплатежеспособностью заемщиков, фактически прекратили работать на рынке автокредитования.
Так, на первичном рынке легковых авто, по данным «Укравтопрома», было реализовано 97 020 авто — это на 54,5% или на 116 302 авто меньше, чем в 2013 году. Кроме того, по итогам 2014 года на 56,2% снизились продажи грузовых авто (до 7 178 единиц), и на 44,7% автобусов (до 1 759 единиц).
«Понятно, что в текущем году автомобильное производство, учитывая военные действия на востоке страны и усугубление экономического кризиса, будет продолжать сокращаться, это, прежде всего, касается сегмента легковых авто. Спрос также будет падать, поскольку люди предпочтут хранить деньги, нежели их тратить», — сказал экономист Борис Кушнирук.
Он напомнил, что в 2013 году в стране также наблюдалось снижение выпуска автотранспортной техники, однако в нынешней ситуации не последнюю роль играет потеря рынка СНГ в лице Российской Федерации.
Добавим, что в 2015 году автомобильный бизнес, как никогда будет нуждаться в доступной модели кредитования и мерах, направленных на стимуляцию экспортной деятельности. Кроме того, много вопросов вызывает одобренная в конце 2014 года Верховной Радой налоговая реформа, которая, по мнению предпринимателей и товаропроизводителей, только усилила прессинг на бизнес и в своей сущности сохранила карательное содержание. Таким образом, без основательной корректировки она лишь создает новые вызовы для отечественной автомобильной индустрии.