Украинская автомобильная промышленность, не первый год страдающая от внушительного падения внутреннего спроса, банковского кризиса и потери внешних рынков сбыта, закрыла 2015 год с неутешительными показателями. Так, совокупный выпуск автотранспортной техники в стране сократился на 71,2%.
По данным ассоциации автопроизводителей Украины («Укравтопром»), в прошлом году было произведено 8 292 авто, против 28 751 в 2014 году.
Наихудший результат продемонстрировал сегмент легковых автомобилей: в минувшем году на украинских предприятиях было собрано всего 5 654 машины, что на 20 287 единиц или на 78,2% меньше, чем в позапрошлом году. При этом наибольшее количество легковушек сошло с конвейера Запорожского автомобилестроительного завода (ЗАЗ). Так, его годовой итоговый результат – 3 624 авто, что ниже показателей 2014 года на 71,6% или на 9 155 авто. Отметим, что 2015 году корпорация «Богдан» не занималась сборкой легковых авто, а «Кременчугский автосборочный завод», входивший в состав корпорации «АИС», в октябре 2015 года был признан банкротом и находится в стадии ликвидации.
За легковушками следуют грузовой дивизион: за период январь-декабрь в стране выпустили 1 741 коммерческое авто и, таким образом, сокращение производства, исходя из годового исчисления, состоялось на уровне 9,9% или 191 единицы. Отметим, что лидирующую позицию в этом направлении занял «АвтоКрАЗ», который произвел 1 401 грузовик, увеличив годовые показатели на 0,9% или на 13 авто. Предприятие прошло успешно год благодаря военному заказу и переориентации с рынков стран СНГ.
Положительную динамику показал автобусный сегмент. По итогам 2015 года общее производство зафиксировалось на отметке 897 единиц, что выше прошлогодних показателей на 2,2% или на 19 авто.
Что касается внутренних продаж, то кричащая девальвация и банковский кризис внесли свои деструктивные коррективы в покупательскую способность физических и юридических лиц.
В 2015 году первичный рынок показал 15 летний минимум, хуже продавали только в 90-х. Согласно подсчетам компании Auto-Consulting, в январе-декабре минувшего года в стране было реализовано 46,4 тысячи легковых автомобилей и, таким образом, падение рынка, по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, состоялось на уровне 49,7%. В то же время специалисты Auto-Consulting зафиксировали рост сделок на вторичном рынке. Так, по результатам 2015 года украинцы продали 457 тысяч легковушек, что на 66% больше показателей 2014 года. Это явление объяснится отсутствием отягощающего налогового бремени при покупке б/у авто.
Эксперты подчеркивают, что из-за потери правительственного контроля над частью Луганской и Донецкой областей внутренний рынок легковых авто сократился на 20%
В свою очередь реализация новых коммерческих авто, по информации «Укравтопрома», уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 28% или на 2 024 единицы до 5 154 , а рынок неподержанных автобусов и микроавтобусов снизился на 63% или на 1 118 единиц до 641, если сравнивать с продажами позапрошлого года.
«Прогноз на 2016 год не очень оптимистический. Доходы населения существенно упали и поэтому возможности для производства легковых автомобилей в Украине достаточно ограничены. Это если говорить о спросе в 2016 году», — комментирует экономист Борис Кушнирук, добавив, что для производителей грузовых автомобилей и общественного транспорта ситуация со спросом будет лучше, благодаря заказу местных бюджетов.
«Все будет зависеть от того, будет ли государство создавать спрос. Это относится не к центральному бюджету, а к местным бюджетам. Теоретически некоторые из них могут осуществлять закупки троллейбусов и автобусов», — отметил он.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, сегодня развитию, а точнее восстановлению, отечественной автомобильной индустрии препятствуют не только обесценивание национальной валюты, обнищание народа и банковский кризис, но и несовершенное законодательство и государственное регулирование, а это уже, как говорит эксперт, область ответственности правительства и законодательной власти.
«Если у нас будут толковые премьер-министр и министр экономики, то при желании можно возродить украинский автопром. Там есть ряд моментов, которые можно решить только на государственном уровне. Вопрос состоит не в предоставлении каких-то льгот. Это вопросы технического характера»,- рассказал экономист.
Эксперт пояснил, что в стране под видом сборки продают «практически готовые автомобили».
«Мошенники занимаются отверточной сборкой и не платят налоги. Если это ликвидировать, то отечественному автопрому будет проще развиваться. Нужно понимать, что согласно закону, машина, ввозимая из-за рубежа без каких-то деталей, к примеру, колес, считается запчастью. Это ведь не машина. Ведь нет растаможки и других сборов. То есть, эту аферу могут решить премьер-министр, но он этого не видит», — сообщил А. Охрименко.