Никита Бегаль
09:06 28/09/2014

Автопром сдал назад: производство сходит «на нет» (ИНФОГРАФИКА)

Украинская автомобильная промышленность, лишенная на протяжении многих лет новых технологий в производстве оригинальной продукции и никогда не отличающаяся высокой конкурентоспособностью, не избежала влияния экономического кризиса и военных действий на Донбассе и начала демонстрировать стагнационную динамику.

Цифры

Проблему усугубило принятие парламентом в апреле благоприятных для импортеров законодательных инициатив (отмена утилизационного сбора и акциза на переоборудование авто), а также потеря российского рынка. В итоге 4 крупных автомобильных заводов «закрыли» август с угнетающими результатами. В целом, по данным  ассоциации автопроизовдителей Украины («Укравтопром»), производство легковых автомобилей в Украине в августе 2014 года сократилось по сравнению с аналогичным месяцем  прошлого года на 96,4%, или на 5 079 авто — до 189 единиц. За январь-август показатель производства, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, упал на 13,3% — до 23 093 легковых авто. Также в августе нынешнего года, по сравнению с августом 2013 года, на 44,2% снизилось производство грузовых  автомобилей (до 153 единицы), а за 8 месяцев спад выпуска был зафиксирован на уровне 2,7% (до 1 131 единицы). В августе украинские предприятия сократили выпуск автобусов на 61% до 94 штуки, а в январе-августе с конвейера сошло 592 автобуса, что на 55,2% меньше от показателя аналогичного периода предыдущего года (См. инфографику 1).

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-09/28/mbVDhHg8pnF6iQHj/image/1.jpg" />

Что касается реализации, то девальвация национальной валюты и, как следствие, удорожание продукции явственно отразились на динамике продаж новых авто. Не последнюю роль в этом процессе сыграли и банки. Так, на данный момент многие банковские операторы испытывают сложности с ликвидностью и отказываются от автокредитования, ввиду его невысокого уровня доходности и долгосрочности. По данным Porsche Finance Group, в I полугодии 2014 года количество займов, выданных на покупку авто, сократилось по сравнению с  I полугодием 2013 года на 51,8%, до 9,2 тысяч сделок. В августе, согласно информации «Укравтопрома», было реализовано 6 402 легковушки, что на 71,2% ниже от объема продаж в августе предыдущего года. Кроме того, в августе на 70,6% снизились продажи грузовых авто, и на 63,6% автобусов (См. инфографику 2).

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-09/28/mbVDhHg8pnF6iQHj/image/2.jpg" />

«Производство практически остановилось. Но при этом надо сказать, что производство и продажи – разные вещи. Если смотреть на продажи последних месяцев по моделям, то из пяти моделей, которые продаются больше всего, четыре производятся в Украине. А если говорить по брендам, то, опять-таки, три из них – это те, которые собираются в Украине: ЗАЗ, Geely, Skoda», — подчеркивает независимый эксперт Ярослав Цуканов.

Заводы

В конце августа руководство корпорации «УкрАвто», в чью структуру входит Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), сообщило о «временной» приостановке работы предприятия и сокращении штата сотрудников.

«В данный момент на ЗАЗ производство автомобилей и автобусной техники практически остановлено по ряду причин, которые в современных условиях диктуются рынком. В ситуации, когда более чем в полтора раза девальвировала национальная валюта (что привело к снижению покупательской способности граждан Украины), когда в Восточном регионе фактически идет война, когда полностью остановлены продажи в Луганской и Донецкой областях, а также в условиях обвала продаж новых автомобилей на рынке Украины и фактически остановки экспортных поставок в РФ, производить автомобили «на склад» не имеет экономической целесообразности. Речь не идет о прекращении существования ЗАЗ как такового, а речь идет о необходимости сократить объемы производства в связи с неблагоприятной ситуацией, как в отрасли, так и в экономике страны в целом. Как только ситуация в стране стабилизируется объемы производства будут скорректированы с условиями рынка и спроса», — разъяснили в пресс-службе корпорации.

Стоит добавить, что еще одной причиной остановки производства могла стать нынешняя «обезоруженность» автомобильного лобби, которое пока не адаптировалось к новым парламентским реалиям. Проще говоря, ввиду текущей деинсталляции части заинтересованного политикума, а также мобилизации и быстрорастущего дефицита бюджета, заводу, наверное, не стоит ожидать в зримом будущем привычной государственной поддержки в виде налоговых льгот, различных субсидируемых отраслевых программ развития и строк в генеральной смете. Добавим, что в ближайшие три месяца завод будет сосредоточен на выпуске автокомплектов, предназначенных для экспорта. Напомним, в июле завод выпустил всего лишь 8 авто (!), а в августе 33, что на 97,9% меньше от показателя аналогичного месяца предыдущего года. 

Не все хорошо у Кременчугского автосборочного завода (входит в группу компаний «АИС»). В августе с конвейера предприятия не сошло ни одного авто, а в начале сентября  завод сообщил о том, что законсервировал линии по сборке Geely и SsangYong  из-за потери трех региональных рынков (Крым, Донецкая и Луганская области) и девальвации гривны. Помимо этого сегодня «АИС»  «терроризируют» кредитор («Укрсиббанк»), обвиняющий компанию в злостном уклонении от выполнения долговых обязательств. В целом, в 2014 году, КрАСЗ намерен уменьшить выпуск авто на 18,7% — до 7 349 единиц.

В августе «спустя рукава» работали заводы корпорации «Богдан». Ее месячный производственный итог —  23 грузовых авто, 9 автобусов и 0 легковушек, что в годовом исчислении показывает падение производства на 97,3%.

Вместе с тем, единственный в Украине производитель большегрузных автомобилей — компания «АвтоКрАЗ» — не испытывает проблем со сбытом. За счет мобилизации завод нашел надежного  внутреннего покупателя в лице МВД.

«В настоящий момент у нас есть большой контракт с «АвтоКраЗом»: до конца 2014 года МВД планирует закупить у предприятия 300 автомобилей разных модификаций», — подчеркнул советник министра внутренних дел Антон Геращенко.

«АвтоКрАЗ» также сохранил крепкие деловые связи с рядом стран третьего мира, хотя и потерял рынок РФ. 

Отметим, в 2014 году компания планирует увеличить производство на 22,5% — до 1 200 грузовых авто. В августе текущего года предприятие выпустило 123 авто, сократив по сравнению прошедшим годом  выпуск на 6,1%. 

Читайте также по теме