Украинская автомобильная промышленность, лишенная на протяжении многих лет новых технологий в производстве оригинальной продукции и никогда не отличающаяся высокой конкурентоспособностью, не избежала влияния экономического кризиса и военных действий на Донбассе и начала демонстрировать стагнационную динамику.
Цифры
Проблему усугубило принятие парламентом в апреле благоприятных для импортеров законодательных инициатив (отмена утилизационного сбора и акциза на переоборудование авто), а также потеря российского рынка. В итоге 4 крупных автомобильных заводов «закрыли» август с угнетающими результатами. В целом, по данным ассоциации автопроизовдителей Украины («Укравтопром»), производство легковых автомобилей в Украине в августе 2014 года сократилось по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 96,4%, или на 5 079 авто — до 189 единиц. За январь-август показатель производства, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, упал на 13,3% — до 23 093 легковых авто. Также в августе нынешнего года, по сравнению с августом 2013 года, на 44,2% снизилось производство грузовых автомобилей (до 153 единицы), а за 8 месяцев спад выпуска был зафиксирован на уровне 2,7% (до 1 131 единицы). В августе украинские предприятия сократили выпуск автобусов на 61% до 94 штуки, а в январе-августе с конвейера сошло 592 автобуса, что на 55,2% меньше от показателя аналогичного периода предыдущего года (См. инфографику 1).
Что касается реализации, то девальвация национальной валюты и, как следствие, удорожание продукции явственно отразились на динамике продаж новых авто. Не последнюю роль в этом процессе сыграли и банки. Так, на данный момент многие банковские операторы испытывают сложности с ликвидностью и отказываются от автокредитования, ввиду его невысокого уровня доходности и долгосрочности. По данным Porsche Finance Group, в I полугодии 2014 года количество займов, выданных на покупку авто, сократилось по сравнению с I полугодием 2013 года на 51,8%, до 9,2 тысяч сделок. В августе, согласно информации «Укравтопрома», было реализовано 6 402 легковушки, что на 71,2% ниже от объема продаж в августе предыдущего года. Кроме того, в августе на 70,6% снизились продажи грузовых авто, и на 63,6% автобусов (См. инфографику 2).
«Производство практически остановилось. Но при этом надо сказать, что производство и продажи – разные вещи. Если смотреть на продажи последних месяцев по моделям, то из пяти моделей, которые продаются больше всего, четыре производятся в Украине. А если говорить по брендам, то, опять-таки, три из них – это те, которые собираются в Украине: ЗАЗ, Geely, Skoda», — подчеркивает независимый эксперт Ярослав Цуканов.
Заводы
В конце августа руководство корпорации «УкрАвто», в чью структуру входит Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), сообщило о «временной» приостановке работы предприятия и сокращении штата сотрудников.
«В данный момент на ЗАЗ производство автомобилей и автобусной техники практически остановлено по ряду причин, которые в современных условиях диктуются рынком. В ситуации, когда более чем в полтора раза девальвировала национальная валюта (что привело к снижению покупательской способности граждан Украины), когда в Восточном регионе фактически идет война, когда полностью остановлены продажи в Луганской и Донецкой областях, а также в условиях обвала продаж новых автомобилей на рынке Украины и фактически остановки экспортных поставок в РФ, производить автомобили «на склад» не имеет экономической целесообразности. Речь не идет о прекращении существования ЗАЗ как такового, а речь идет о необходимости сократить объемы производства в связи с неблагоприятной ситуацией, как в отрасли, так и в экономике страны в целом. Как только ситуация в стране стабилизируется объемы производства будут скорректированы с условиями рынка и спроса», — разъяснили в пресс-службе корпорации.
Стоит добавить, что еще одной причиной остановки производства могла стать нынешняя «обезоруженность» автомобильного лобби, которое пока не адаптировалось к новым парламентским реалиям. Проще говоря, ввиду текущей деинсталляции части заинтересованного политикума, а также мобилизации и быстрорастущего дефицита бюджета, заводу, наверное, не стоит ожидать в зримом будущем привычной государственной поддержки в виде налоговых льгот, различных субсидируемых отраслевых программ развития и строк в генеральной смете. Добавим, что в ближайшие три месяца завод будет сосредоточен на выпуске автокомплектов, предназначенных для экспорта. Напомним, в июле завод выпустил всего лишь 8 авто (!), а в августе 33, что на 97,9% меньше от показателя аналогичного месяца предыдущего года.
Не все хорошо у Кременчугского автосборочного завода (входит в группу компаний «АИС»). В августе с конвейера предприятия не сошло ни одного авто, а в начале сентября завод сообщил о том, что законсервировал линии по сборке Geely и SsangYong из-за потери трех региональных рынков (Крым, Донецкая и Луганская области) и девальвации гривны. Помимо этого сегодня «АИС» «терроризируют» кредитор («Укрсиббанк»), обвиняющий компанию в злостном уклонении от выполнения долговых обязательств. В целом, в 2014 году, КрАСЗ намерен уменьшить выпуск авто на 18,7% — до 7 349 единиц.
В августе «спустя рукава» работали заводы корпорации «Богдан». Ее месячный производственный итог — 23 грузовых авто, 9 автобусов и 0 легковушек, что в годовом исчислении показывает падение производства на 97,3%.
Вместе с тем, единственный в Украине производитель большегрузных автомобилей — компания «АвтоКрАЗ» — не испытывает проблем со сбытом. За счет мобилизации завод нашел надежного внутреннего покупателя в лице МВД.
«В настоящий момент у нас есть большой контракт с «АвтоКраЗом»: до конца 2014 года МВД планирует закупить у предприятия 300 автомобилей разных модификаций», — подчеркнул советник министра внутренних дел Антон Геращенко.
«АвтоКрАЗ» также сохранил крепкие деловые связи с рядом стран третьего мира, хотя и потерял рынок РФ.
Отметим, в 2014 году компания планирует увеличить производство на 22,5% — до 1 200 грузовых авто. В августе текущего года предприятие выпустило 123 авто, сократив по сравнению прошедшим годом выпуск на 6,1%.