Никита Бегаль
06:00 19/10/2015

Авторынок ударил по тормозам и ждет лучших времен

Украинский автомобильный рынок продолжает ставить новые антирекорды. По данным Ассоциации автопроизовдителей Украины («Укравтопром»), за 9 месяцев текущего года в стране было реализовано 30 387 легковых авто, что на 60,3% или на 46 309 авто меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

В сегменте грузовых (коммерческих) авто по итогам января-сентября также отмечается падение продаж на 34,4% или на 1 807 единиц до 3 436 авто.

Реализация автобусной техники не стала исключением и показала отрицательную динамку: по результатам 9 месяцев в стране продали 396 автобусов, против 1 360 за соответствующий период 2014 года ( в процентном выражение снижение составило 70,8%).

В целом совокупная продажа автотранспортных средств упала в период январь-сентябрь на 41% или на 49 080 авто до 34 219 штук.

Что касается первичного рынка б/у авто, то «за девять месяцев было зарегистрировано 21 478 автотранспортных средств, что на 43% меньше, чем с января по сентябрь прошлого года», рассказали в «Укравтопроме».

Покупка новой иномарки среднего класса стала неподъемной для большинства граждан страны. Покупательскую способность украинцев по-прежнему снижают перманентный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, инфляция, темп которой по итогам года составит 50%, а также общее негативное состояние экономики, воздействующие на все сферы жизни, включая рынок труда. Ситуацию усугубляет стабильный девальвационный прессинг, превративший импортные продукты в объекты роскоши.

В то же время банки, испытывающие нехватку ликвидности с момента старта финансового кризиса, неактивно выдают кредиты на покупку авто, так как не рассматривают население как надежного заемщика. Исключение делается разве что для лиц, решивших приобрети авто премиум-класса. В среднем, согласно последним данным компании «Простобанк Консалтинг», долгосрочные автокредиты предоставляют со ставкой 20%, при этом только 12-15 банков из 50 крупнейших идут на подобные сделки.

«Если сравнивать с 2013 годом, то продажи новых легковых авто вообще сократились в 5 раз. Эта тенденция может продолжиться и в 2016 году, поскольку вряд ли доходы населения резко вырастут. Сейчас украинцы начали экономить даже на продуктах питания, соответственно, им не до покупки машин», — комментирует ситуацию президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Существенно не изменит ситуацию отмена специальных пошлин на ввоз импортных легковых авто, говорят эксперты.

«После отмены пошлины (она была снята 30 сентября — Ред.), не стоит ожидать колоссального падения цен на легковые и коммерческие автомобили. Нужно понимать, что растет стоимость автомобилей новых поставок, более того, скоро мы переходим на новый стандарт для машин – Евро-5», — рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, добавив, что из-за пошлины сформировался отложенный спрос, который будет играть против снижения цен на рынке.

Вместе с тем автомобильный парк в стране продолжает «стареть». Так, средний возраст автомобилей в Украине вырос до 21 года, хотя еще 5 лет назад этот показатель составлял 18 лет, отмечает глава правления «ВиДи АвтоСити» Артем Ткаченко.

«Общий парк автомобилей (легковых и коммерческих – Ред.) оцениваетсяпримерно в 9 миллионов авто. Если посмотреть на структуру этих авто, то можно отметить количество «молодых» и нормальных автомобилей, до 6 лет, составляет всего лишь 1 миллион. Автопарк возрастом 7-10 лет – около 2 миллионов единиц, и основная часть машин в Украине – это автомобили старше 11 лет», — констатирует он.

Добавим, что отечественная автомобильная промышленность продолжает демонcтрировать стагнационную динамику. Производство легковых автомобилей в Украине в сентябре 2015 года сократилось по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 84,2%, или на 904 авто — до 170 единиц. За январь-сентябрь показатель производства, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, упал на 87,2% — до 3 084 легковых авто. Также в сентябре нынешнего года, по сравнению с сентябрем 2014 года, на 8,5% снизилось производство грузовых автомобилей (до 173 единиц), а за 9 месяцев спад выпуска был зафиксирован на уровне 17,1% (до 1094 единиц). В то же время в сентябре украинские предприятия увеличили выпуск автобусов на 55,3% до 73 штук, а в январе-сентябре с конвейера сошло 465 автобусов, что на 32,2% меньше от показателя аналогичного периода предыдущего года. 

Читайте также по теме