Галина Акимова
09:43 14/05/2010

Банки деньгами накормлены, не пора ли спасать экономику?

Два месяца назад банковское лобби завалило в Верховной Раде законопроект о первоочередных мерах по поддержке стратегических предприятий. Единственный реальный шанс дать толчок к возрождению промышленного потенциала и экспортной мощи страны, казалось, был упущен. Но после интенсификации российско-украинских отношений и предложений со стороны Москвы об усилении кооперации перед многими нашими предприятиями открылись новые горизонты. Дело за малым – денежными ресурсами, которые есть у Нацбанка и банков, но почему-то их нет в экономике… />  

Лозунг, под которым к власти пришел Виктор Янукович и поддерживающие его политические силы, сформулировал премьер-министр Николай Азаров: «Богатые заплатят за бедных». Очень хороший лозунг… Можно даже сказать – революционный учитывая, что все годы основой экономической политики в Украине был принцип "Бедные платят за богатых".

Действительно, кто в первую очередь пострадал от кризиса? Простые люди. Упал мировой спрос на металлургическую и химическую продукцию, собственники заводов сократили рабочий день или просто остановили производство. Тысячи людей оказались на улице: без работы или в неоплачиваемых отпусках. Им нечего было кушать. А их хозяева, повздыхав на тему упущенной прибыли (что ж теперь делать!), отправились пережидать «тяжелые времена» в Арабские Эмираты да на Мальдивы.

Не сильно поизносились и банкиры. Пока рядовые вкладчики банков со слезами и на коленях умоляли вернуть положенные на депозит деньги хотя бы на онкологическую операцию или похороны, финансовые магнаты, прикрываясь мораторием от НБУ, преспокойно «распиливали» кредиты рефинансирования, скупали на них валюту и баловались с курсом гривны. В результате капитализация банков упала, а вот личные доходы их собственников напротив – распухли как флюс у белки.

Шутки шутками, но в условиях кризиса в Украине возникла явно нездоровая ситуация: бедные стали беднее, богатые – богаче, а с трудом возрожденное в благополучные годы производство грозит опять загнуться, как в 90-е годы. При этом все экономисты и политики в унисон твердят, что надо спасать страну, но почти никто не предлагает практических шагов.

Исключением можно считать законопроект № 4447 о поддержке предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, предложенный коммунистами Петром Симоненко и Николаем Кравченко. Документ был разработан еще год назад – в мае 2009 года, в самый разгар кризиса. Но у погруженного в предвыборные и выборные распри парламента руки до него не доходили 10 месяцев. А когда дошли, у банковского лобби начался чуть ли не эпилептический припадок: как же так, нас лишают прибыли!

Соль проекта, который можно рассматривать как дополнение к принятому в 2008 году закону «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины», содержится в трех тезисах.

Во-первых, дополнить вышеупомянутый базовый закон положением о необходимости установить конкретный перечень стратегически важных для экономики предприятий. Во-вторых, дать возможность им получать для развития кредитные средства государства. В-третьих, определить механизм такого кредитования. Он следующий: Нацбанк устанавливает учетную ставку в размере 3% и по ней выдает целевые кредиты определенным банкам. Эти банки в свою очередь кредитуют стратегические предприятия по ставке не выше 5%. Таким образом, законодательно устанавливается маржа в 2%. Другими словами фиксируется, навар, который банки могут получить на целевых государственных ресурсах. Это позволяет отсекать злоупотребления и суперприбыль. Законопроект – уникальный. Не в том смысле, что его подали коммунисты, а то, что он ставит ситуацию с головы на ноги. Как мы уже отметили, прежняя власть вела борьбу с кризисом, следуя логике «Бедные платят за богатых».

Прежде всего, это проявилось в беспрецедентных мерах по поддержке банковского сектора в ущерб всем остальным отраслям экономики. Вы только задумайтесь: в 2008—2009 годах банки получили более 200 млрд. грн. рефинансирования НБУ. Это невероятные, колоссальные деньги – более 80% годового бюджета страны. И куда они делись? Пошли на развитие реального сектора? Энергосбережение? Инфраструктурную реформу? Как бы не так!

Абсолютное большинство этих средств было потрачено на покупку валюты, государственных облигаций и «расплату» по долгам перед иностранными кредиторами. Государство не только не препятствовало массовому выводу валюты за границу, но и всячески поощряло этот процесс.

Благородное дело – возвращать долги, но… Во всех цивилизованных странах мира основным приоритетом в условиях кризиса стали интересы граждан и национальной экономики. И американцы, и китайцы, и европейцы дали своим компаниям колоссальные дотации, льготы и финансовые вливания. У нас же приоритетом Кабмина и Национального банка стали интересы банкиров: наших и западных. 
 

Что ж банкирам помогли. Вместо того, чтобы поставить вопрос ребром – провести аудит банков, заставить собственников отвечать своим имуществом по обязательствам, а при реальном отсутствии оных – банкротить и передавать банки во временное управление Нацбанка, им устроили золотой дождь.

Теперь явно пришло время подумать и о производстве, хотя бы стратегически важном для державы. Это то, чем ни Нацбанк, ни все наши правительства никогда всерьез не занимались. И продолжают игнорировать сейчас.

Действительно, как иначе можно расценить тот факт, что учетная ставка НБУ составляет 10,25% годовых? Почему во всем мире стоимость государственных кредитных ресурсов снижается, а у нас, наоборот, повышается. В США ставка ФРС колеблется вокруг 0,25%, в Японии – 0,1%, в Англии – 0,5%, в Украине в 10 с лишним раз больше.

Что это за ноу-хау такое? Кто его нам прописал? Неужели опытные и неглупые мужи в НБУ не понимают простых вещей: если банки берут кредиты рефинансирования под 10,25%, накручивают свои 5-15% (у кого сколько наглости и связей хватит), то экономика в итоге имеет заемные ресурсы под 15-30% годовых. И какой сектор может хоть выдержать такой размер кредитной ставки? Только торговля. Для развития авиастроения, энергетики, тем более, сельского хозяйства такие ставки нереальны. Выходит кто у нас, по версии НБУ, приоритетная отрасль: торговцы, импортеры и еже с ними. Отвечает ли это национальным интересам страны? Опыт всех государств мира говорит однозначно – нет.

Поэтому предложение Петра Симоненко и Николая Кравченко не просто открывало возможности выживания для полезных нынешнему и будущему страны секторов, а фактически вело к пересмотру ошибочной кредитной политики НБУ и правительства. 
Это хорошо понимали банкиры, которые тут же включили лоббистский механизм противодействия. Их главный «спикер» в Верховной Раде Станислав Аржевитин, который после удачной продажи литовцам банка «Ажио» посвятил свободное от депутатства время общественной работе в Совете Ассоциации украинских банков (АУБ), выступил с «пламенной речью», наполненной большим количеством передергиваний.

Процитируем пресс-релиз АУБ языком оригинала: «У своєму виступі пан С. Аржевітін зазначив, що реальний сектор економіки потрібно підтримувати, але не в запропонований спосіб. Якщо 400 підприємств помножити на 50 мільйонів в середньому, будемо мати астрономічну суму. І ні в кого немає рецепту, де знайти ці гроші…
 

Також С. Аржевітін наголосив, що облікова ставка Національного банку, – це орієнтир вартості коштів для суб’єктів грошово-кредитного ринку, а не абсолютна цінова вартість. Цей показник формується в залежності від процесів, що відбуваються в макроекономічній, бюджетній сферах та на грошово-кредитному ринку. 
 

Облікову ставку не можна встановити адміністративним шляхом, чи будь-яким законопроектом, тому що це категорія економічна і уособлює в собі стан економіки держави. “При 30 відсотках рівня інфляції віддавати кредити під три відсотки, – це економічний абсурд, що призведе до подвоєння, потроєння інфляції” – сказав він» (конец цитаты).

Сразу хочется спросить: почему Аржевитин умножил 400 (столько, примерно, планировалось определить стратегических предприятий) именно на 50 млн.? А может кому-то и миллиона хватит? Уж не для того ли, чтобы напугать сессионный зал магией запредельных цифр? И откуда он взял цифру инфляции 30%, если в бюджете она заложена в размере 13%, а по самым пессимистическим подсчетам западных экспертов не превысит 19-20%? Снова манипулируем, господа банкиры!

Почему «учетную ставку нельзя установить административным путем»? А каким еще путем ее устанавливает Нацбанк? Он что референдум проводит?! Или ориентируется на развитые страны, где, как мы уже сказали, этот показатель приближен к нулю?
И, наконец, что ж он так разволновался на тему «нет рецепта, где найти деньги». Нашли же как-то 200 млрд. грн. для банков, может и для экономики сыщется, если по сусекам хорошо поскрести…

В общем, совершенно понятно, что банкирам хочется и дальше получать «довольствие» от Нацбанка, ничего не давать производству и жить в своем замкнутом сытом мирке. Но это, как говорит один бывший руководитель НБУ, может привести к тому, что рано или поздно они будут «грызть свои деньги». Потому что не за что будет выращивать хлеб, строить дома, создавать новые самолеты, выводить на рейд корабли, генерировать конкурентоспособный научный продукт и растить новое поколение здоровых и умных украинцев.

Есть другой путь: попробовать еще раз вернуться к законопроекту Симоненко и Кравченко и принять его ради будущего страны. Выбор прост, но в то же время – индикативен. По тому, как будет голосовать сессионный зал, можно судить о потенции власти, истинных целях новой команды во главе с регионалам и ее политических перспективах. 

 

Читайте также по теме