Димитрий Бабич
20:01 08/01/2013

Банкротство «Аэросвита»: миф или блеф?

Не так давно один из крупнейших авиаперевозчиков Украины – «Аэросвит» — объявил о начале процедуры своего банкротства. Объявил в более чем странной форме, объяснив это «необходимостью санации», или кардинального пересмотра финансовой, кадровой и – что самое главное – партнерской схем, существовавших в компании с момента ее создания. В результате десятки аэропортов мира на сегодняшний день отказываются принимать рейсы «Аэросвита», чей совокупный долг вчетверо превышает уставной капитал структуры. Руководство авиакомпании грозит судебными исками каждому, кто, так или иначе, создаст ей «негативный имидж» в глазах общественности. «Общественность» говорит о мошенническом сговоре и грозит «Аэросвиту» многомиллионными исками. 

Последний пригрозил многомиллионными исками cредствам массовой информации, «раздувшим ситуацию до трагедии».
А ведь и вправду – что здесь удивительного? Почему журналисты – особенно сотрудники Интернет-изданий так набросились на «Аэросвит»? Да, общий долг авиакомпании (АК) превышает $4 миллиарда. Да, в свое время Россия отказалась принимать воздушные суда этой АК по причине ее задолженности перед «Шереметьево» и «Домодедово». Да, определенные проблемы возникли у «Аэросвита» даже в родном «Борисполе». Но ведь это – не повод для травли, не так ли? И с чего это вдруг взбунтовались пассажиры отложенных или вообще аннулированных рейсов – ведь в мировой практике наблюдались случаи и похуже?
Удивительно здесь все. Начнем с последнего. «Случаи похуже» и впрямь наблюдались.
Автор этих строк стал невольным заложником гигантской «пробки» в лондонском аэропорту «Гатвик» в декабре 2010-го. Тогда из-за непрекращающегося снегопада – явления, не характерного для Южной части Лондона, были отменены рейсы сотен авиакомпаний. В терминалах назревал бунт – женщину-полицейского некая дама ударила своим кольцом, более напоминающим кастет, а один из потенциальных пассажиров справил малую нужду прямо у какого-то цветка. «Я привлеку к своей акции и вашему позору журналистов, кричал он, указывая пальцем в сторону кассы его АК. — Они выведут всех на чистую воду».
В случае с «Аэросвитом» эта «схема не сработала». Как стало известно накануне, означенные украинские бизнесмены поставили ситуацию «с ног на голову». Ни один телефон «горячей линии» АК не работал – объяснить, каким образом «Аэросвит» отменил десятки своих рейсов, никто не может. Назрел бунт уже в «Борисполе». Одна из пассажирок рейса «Аэросвита» Лариса Ударова, которая должна была лететь в Швецию сегодня, объявила, что будет голодать, пока ей не предоставят соответствующих условий для ожидания рейса. «Я объявляю голодовку, потому что никто здесь не пытается решить мою проблему», — отметила Л. Ударова. Она также подчеркнула, что люди, у которых были рейсы ранее (до 4 января), уже целую неделю живут в аэропорту. При этом, среди тех, кому не предоставляют никаких услуг или условий в связи с задержкой и отменой того или иного рейса, есть дети, пожилые люди и даже беременные!
«Нам предложили гостиницу, которую мы должны сами оплатить, хотя в таких ситуациях авиакомпании должны компенсировать все расходы, включая еду и жилье», — возмутилась пассажирка.
А теперь начинается самое интересное. «Я бы не стал говорить о конкретно взятой авиакомпании, но в данном случае речь идет уже не зарубежных перевозчиках, — сказал ГолосUA эксперт авиатранспортного рынка Василий Мищук (Харьков). – Каким-то удивительным образом некая фирма при крайне плохой игре хочет сохранить «хорошую мину». В эксклюзивной беседе с корреспондентом ГолосUA В. Мищук подчеркнул, что АК, подобные «Аэросвит», заинтересованы в своем банкротстве, дабы, списав долги, вернуться на авиационный рынок в другой ипостаси. «Всегда можно начать с нуля, — подчеркивает собеседник издания. — На данный момент любой другой структуре можно передать права на обслуживание пассажиров. После этого ими будет опекаться другая АК».
«Не все так просто, — констатирует независимый юрист Андрей Митренко. – Получая официальный статус «банкрота», определенная структура либо блефует, либо создает миф. Миф — санация — действительно предусматривает изменение официального направления деятельности структуры. Говоря проще – никто никому денег отдавать не будет. Блеф – все остальное»…
…Над чем стоит задуматься? Да просто над тем, каким образом убыточное предприятие может грозить своим клиентам?! В их числе авиалинии России, Чехии, Германии, Австрии и Италии. Признавая свой бизнес на этих направлениях «убыточным», основной держатель акций фактически констатировал: «Аэросвит» рано или поздно возродится. Об этом наглядно свидетельствуют документы, призванные передать основные направления АК другой АК – Международным авиалиниям Украины (МАУ).
Миф это или блеф, в МАУ сказать не могут. Их телефоны молчат…

Читайте также по теме