Не успел Закон о введении 13% надбавки к таможенным пошлинам, взимаемым при ввозе товаров в Украину, вступить в силу, как власти, еще недавно ратовавшие за его введение, начали активно бороться за его отмену. По мнению экспертов, это связано с тем, что за без малого три месяца, которые прошли с момента принятия данного документа до его вступления в действие, ситуация радикально изменилась: причины, побуждавшие государство прибегнуть к этой мере, отпали, а предполагаемые выгоды от ее введения обернулись пропорциональными потерями.
Мера сомнительной целесообразности
В конце нынешнего месяца вступит в силу принятое в минувшую среду Кабинетом министров постановление об отмене 13% надбавки к таможенным пошлинам, взимаемым при импорте товаров в Украину, за исключением автомобилей и холодильников. Ввоз товаров, относящихся к этим двум группам, по-прежнему будут подвергаться дополнительному налогообложению. Как отметила сразу же после соответствующего правительственного заседания председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Оксана Продан, нормами Закона, которым данная надбавка была введена, для Кабмина предусмотрено право принимать решение о ее отмене на некоторые группы товаров. В свою очередь министр экономики Богдан Данилишин сообщил, что наряду с этим правительство подготовило и одобрило новый проект закона, который уже подан в Верховную Раду, об отмене 13% надбавки к ввозным пошлинам и на все остальные товары.
Напомним, что после вступления Украины во Всемирную торговую организацию в мае прошлого года все пошлины на импортные товары, в том числе – и на автомобили, были снижены с 25 до 10%. Однако к осени минувшего года, вследствие накопления дефицита внешней торговли Украины в размере более 15 млрд долларов, представители высших органов власти начали склоняться к мнению, что в условиях резкого сокращения объемов экспорта, являющегося единственной возможностью выравнивания возникшего дисбаланса, дабы избежать катастрофы необходимо также ограничить и импорт. Кроме того, первые лица государства, в том числе – Президент Украины Виктор Ющенко, считали, что ограничение доступа на внутренний рынок импортных товаров создаст более благоприятные условия для отечественных производителей, и тем самым будет способствовать выходу украинской экономики из кризиса.
Это мнение разделяли и чиновники Министерства экономики, которые констатировали, что «структура импорта Украины отражает формирование в ней потребительской модели экономики, являющейся тупиковой с точки зрения перспектив развития страны подготавливающей неизбежный широкомасштабный финансово-экономический кризис». И, поскольку, согласно их убеждению, одним из наиболее действенных средств против грядущего коллапса могло бы стать повышение таможенных пошлин на импортные товары народного потребления, они тотчас же включились в разработку соответствующего законопроекта.
Собственно говоря, аналогично главе государства они предполагали, что таким образом удастся не только сдержать рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, но и уменьшить количество конкурентов отечественных производителей на внутреннем рынке. В свою очередь некоторые народные депутаты даже рассчитывали на некоторые финансовые выгоды, которые введение данной меры принесет государству. В частности, как надеялся председатель Комитета Верховной Рады по налогам и таможенной политике Сергей Терехин, который тоже участвовал в разработке данного нормативного акта, действие ограничительной надбавки к таможенным пошлинам принесет в Госбюджет в первом полугодии нынешнего года дополнительно более 1,5 млрд грн.
Экономика решила по-своему
Довольно примечательно, что Президент Украины, столь активно ратовавший за принятие Закона об ограничении импорта, поставил свою подпись под принятым парламентом документом только два месяца спустя – 20 февраля, в результате чего он вступил в силу только 6 марта. К этому времени ситуация в экономике настолько изменилась, что большинство сторонников его принятия решили срочно принимать меры, направленные на его отмену. На сей раз главным инициатором «отыгрывания ситуации в обратную сторону» стала Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, которая как раз в день введения в действие данного нормативного акта заявила о необходимости отмены 13-процентной надбавки к таможенным пошлинам на импортные автомобили.
Действительно, как вполне резонно констатировала Премьер в полном соответствии с очевидным положением дел, поток импорта в Украину и так почти прекратился вследствие резкой девальвации гривны. А потому – дополнительные меры для его защиты в виде 13-процентной надбавки к пошлинам оказались не только излишними, но и, как выразилась глава правительства, «убийственными». Более того, получив ответную реакцию от представителей стран-членов ВТО, глава правительства вспомнила и о том, что, принимая данный закон, власти Украины заведомо нарушили нормы данной организации. Так, г-жа Тимошенко заявила, что к началу марта «в правительство поступил ряд обращений от дипломатических представительств различных стран, в которых они выражают возмущение введением надбавки». А потому – ей самой ничего не оставалось, как вслед за ними подтвердить, что ее действие «прямо противоречит всем условиям работы с ВТО».
Между тем, о том, что от партнеров Украины по ВТО следует ожидать именно такой реакции, независимые эксперты предупреждали еще на этапе разработки и принятия данного закона. В частности, как поясняла тогда эксперт Бюро экономических и социальных технологий Светлана Таран, «нормы ВТО запрещают ограничивать импорт путем повышения таможенных пошлин». Единственным исключением из этого правила является ситуация ухудшения платежного баланса страны-члена ВТО. Однако, по ее словам, несмотря на то, что внешнеторговое сальдо Украины является отрицательным, оно по-прежнему компенсируется притоком средств по торговле услугами и инвестициями. А потому, по мнению г-жи Таран, наличие негативное сальдо по торговле товарами другие члены ВТО могут счесть недостаточным основанием для введения подобных ограничений.
Ныне же, когда вследствие угасшего из-за резкой девальвации гривны потока импорта внешнеторговый дефицит Украины начало быстро сокращаться, главный аргумент, которым могло воспользоваться государство в защиту собственной позиции в пользу введения 13-процентной надбавки, отпал сам собой. Наряду с этим представители многих стран выражением возмущения не ограничились и прямо заявили о том, что в случае ее сохранения они примут ответные меры. В их числе оказались власти Японии, которые в начале марта объявили о намерении установить ограничительные барьеры для украинской продукции, если действие на импортируемые в Украину японские автомобили не будет отменено.
Следует отметить, что тех дополнительных 1,5 млрд грн, которыми должен был пополниться Госбюджет вследствие введения надбавки, власти так и не дождались, а вот потери от резкого сокращения объемов импорта, вызванных девальвацией гривны, уже дали о себе знать. Причем вызваны они были как раз резким падением объемов продаж тех самых импортных автомобилей, без которых, как заявлял Президент Украины Виктор Ющенко, все мы вполне могли бы обойтись. В частности, по данным главы Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко, только в течение января-февраля нынешнего года импорт в Украину автомобилей, оборудования и транспорта сократился более чем в четыре раза по сравнению с прошлым годом, в результате чего потери Госбюджета составили от 500 млн до 1 млрд грн.
В случае же если 13-процентная надбавка не будет отменена полностью, то есть, в том числе и на те группы товаров, в отношении которых она по-прежнему действует – автомобили и холодильники, потери Госбюджета намного превысят предполагаемые выгоды от ее введения. Как отмечает, например, генеральный директор компании «АВТ-Бавария», являющейся официальным импортером BMW в Украине, Александр Тимофеев, сейчас большинство официальных торговцев автомобилями имеют более-менее значительные запасы на складах, что позволит им как-то поддерживать свою деятельность в течение некоторого времени. Однако после этого, как считает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, чтобы торговля этим видом товаров не остановилась полностью, многие компании начнут импортировать автомобили под видом комплектующих либо станут их ввозить из России, с которой у нас действует соглашение о беспошлинном ввозе.
Тонкий политический маневр
Как бы то ни было, но необходимость отмены 13-процентной надбавки на импорт автомобилей отнюдь не так очевидна, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что она напрямую затрагивает интересы отечественных автопроизводителей, которые на сегодня находятся в еще более бедственном положении, нежели автоторговцы, поскольку объемы их производства с начала года упали в среднем на 85%. Так, почетный президент корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе считает, что нынешняя 13-процентная надбавка, наоборот, недостаточно велика, чтобы защитить внутренний рынок от импорта. При этом он настаивает, что подлинно эффективными мерами защиты отечественных автомобилестроителей в условиях кризиса могли бы стать, во-первых, восстановление действовавших ранее 25-процентных пошлин, а, во-вторых, поддержка внутреннего спроса на отечественные авто за счет потребительского кредитования. А потому, заявляют в «УкрАВТО», сохранение нынешней 13-процентной надбавки является наименьшим из того, что власти могли бы сделать для сохранения в Украине автопроизводства. «Ведь если не будет производства, рабочих мест и зарплаты, автомобили вообще некому будет покупать», — подчеркивают представители корпорации.
Именно поэтому глава правительства, несмотря на протесты и угрозы со стороны стран-импортеров автомобилей в Украину, не проявила такой же решительности в отношении отмены 13-процентной надбавки на эту группу товаров, как это было сделано в отношении всех остальных. Так, еще 6 марта, когда необходимость отмены надбавки, казалось бы, стала уже совершенно очевидной, г-жа Тимошенко обязала Минэкономики подготовить обращение к парламенту о ее упразднении для тех групп товаров, в отношении которых могут возникнуть сомнения. По ее словам, данное решение, которое Верховная Рада все-таки должна принять, может оказаться непопулярным для отечественных производителей, однако оно ликвидирует крайнее неравенство в сложившихся на сегодня условиях.
Неделю назад премьер-министр Украины в очередной раз подчеркнула, что выступает за полную отмену 13-процентной надбавки, в первую очередь, потому, что она противоречит нормам ВТО. Однако, инициировать ее упразднение только постановлением Кабмина все-таки не решилась, обезопасившись внесением в парламент соответствующего законопроекта. И эксперты считают подобные предосторожности со стороны главы правительства весьма примечательными. Так, по словам председателя Комитета Верховной Рады по налогам и таможенной политике Сергея Терехина, правительство вполне могло бы воспользоваться данным ему законом правом самостоятельно устанавливать или отменять торговую надбавку, и для того, чтобы его реализовать, ему было бы достаточно лишь обратиться в комитет по торговым ограничениям ВТО». Однако оно этого не сделало как раз для того, чтобы, как считают эксперты, просто переложить ответственность на другой орган власти. В частности, как предполагает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин, «в правительстве, вероятно, рассчитывают на то, что их хорошее решение будет зарублено под корень «плохим» парламентом».