Андрей Кислов
16:00 07/09/2020

«БЭБ не должен кошмарить»: В Украине создают Бюро экономической безопасности

По требованию западных партнеров создают новый орган по борьбе с экономическими преступлениями. На поверку оказывается, что «аналитический» орган будет вооружен, а в нем смогут трудоустроиться сотрудники налоговой милиции.

«Налаживание партнерских отношений с контролирующими органами»

Верховная Рада приняла в первом чтении принял законопроект «О Бюро экономической безопасности» (БЭБ). Ожидается, что БЭБ будет способствовать: налаживанию партнерских отношений между бизнесом и контролирующими органами; эффективности действий единого правоохранительного органа в борьбе с преступлениями в сфере экономики; повышению позиции Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business.

Один из авторов законопроекта, народный депутат Даниил Гетманцев («Слуга народа»), настаивает, что БЭБ будет аналитическим органом: «Он должен выявлять преступления, анализируя налоговую отчетность, анализируя движение средств по счетам …Этот орган не должен кошмарить бизнес проверками и «маски-шоу».

Создание Бюро экономической безопасности было одним из пунктов кредитного соглашения с Европейским союзом, ратифициованного Радой на внеочередной сессии в конце августа. Речь идет о кредите в 1.2 млрд. евро двумя траншами по 600 млн.

В июле премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал ликвидировать налоговую милицию. Хотя еще в мае Верховная Рада выделила дополнительных почти полмиллиарда гривен на финансирование ГФС и налоговой милиции.

Теперь, согласно законопроекту, после создания БЭБ налоговую милицию ликвидируют, кроме того, ликвидируют управление экономической безопасности СБУ.

По законопроекту, БЭБ создается Президентом, он же определяет организационную структуру. Директора БЭБ также назначает Президент, но кандидатуру подает на рассмотрение Главе государства конкурсная комиссия. Она состоит из девяти человек: трое от Президента, еще по трое от Верховной Рады и от Кабмина.

Комиссия отбирает трех кандидатов на пост главы БЭБ, которые подаются на рассмотрение Президента. Президент выбирает, и назначает на пост одного из них. Аудит деятельности БЭБ проводится по решению Президента. Порядок проведения оценки определяется Президентом.

Ко второму чтению, как заявил Даниил Гетманцев, БЭБ уберут из подчинения Президента и переподчинят Кабинету Министров. Впрочем, формирует Кабинет министров  правящая коалиция Верховной Рады, а  в нынешней Раде коалиции нет —  большинство составляет президентская фракция «Слуга народа».

Нардеп от «Европейской солидарности» Алексей Гончаренко заявил СМИ, что в законопроекте прописали все, чтобы «просто кошмарить бизнес». Но нардеп Виктор Черный из «Оппозиционной платформы – За Жизнь» (ОПЗЖ) провел параллель с антикоррупционными органами, которые были созданы по инициативе западных партнеров.

Он заявил СМИ, что фракция ОПЗЖ не голосовала, потому что «плодить дополнительные антикоррупционные органы мы не собираемся». «Это очередное обязательство перед международными партнерами…Нужно снова тратить деньги из бюджета на создание сомнительных антикоррупционных структур. Формировать, платить большие деньги, плюсов я не вижу», — цитируют СМИ Виктора Черного.

Отметим, что созданные по инициативе западных партнеров антикоррупционные органы не пользуются большим авторитетом. Так, по данным Центра Разумкова, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС) и Национальной агентство по противодействию коррупции (НАПК) являются лидерами рейтинга недоверия среди украинцев. Эти органам не доверяют, в среднем, 70% украинцев.

«Просто меняет название старого органа на новое»

Политолог Руслан Бортник уверен, что украинцы быстро разочаруются в Бюро экономической безопасности, так же, как они разочаровались в антикоррупционных структурах. Дескать, антикоррупционные органы не реализовали те завышенные общественные ожидания, которые сформировала информационная кампания вокруг их создания.

«Если БЭБ не покажет быстрых результатов, то тоже станет лидером недоверия», — заявил политолог в СМИ.

Напомним, что кампания по созданию нового органа не нова. Ранее предполагалось, что называться он будет не Бюро экономической безопасности (БЭБ), а Бюро финансовых расследований или Служба финансовых расследований. В 2016 году был разработан правительственный законопроект о Служба финансовых расследований (СФР). Министр внутренних дел Арсен Аваков в рамках подготовки к созданию СФР ликвидировал департамент защиты экономики Нацполиции. В сентябре прошлого года Аваков заявлял, что лучшие кадры из этого подразделения перейдут в будущую СФР. В октябре Рада приняла в первом чтении законопроект о Бюро финансовых расследований (БФР) и отклонила его в январе 2019 года.

Сегодня решено, что называться новая структур будет Бюро экономической безопасности (БЭБ). Работать в Бюро будут 4 тысячи сотрудников. БЭБ начнет свою работу тотчас после того, как будет укомплектовано на 30%. Сотрудники получат оклады не меньше, чем 20 прожиточных минимумов (сейчас это не меньше 43,7 тыс грн).

Сотрудники БЭБ будут вести аналитическую работу, осуществлять проверку предприятий, осуществлять сбор информации о подготовке или совершении уголовных преступлений из открытых источников, информационных ресурсов с ограниченным доступом и проводить оперативно-розыскной деятельности. Также они будут вести досудебное  расследования уголовных правонарушений, отнесенных законом к подследственности Бюро.

Там, в основном, те же статьи, что и у налоговой милиции. БЭБ будет расследовать преступления, подпадающие, например, под статьи Уголовного кодекса об «Уклонении от уплаты налогов, сборов платежей», «Доведении до банкротства», «Мошенничестве с финансовыми ресурсами» и др.

Новая структура будет вести оперативно-розыскную деятельность, охранять арестованное имущество и даже бороться с терроризмом, — БЭБ будут привлекать к мероприятиям, связанным с предупреждением, выявлением и пресечением террористической деятельности.

В Европейской бизнес ассоциации считают, что предложенная концепция просто меняет название старого органа на новое – остается   возможность трудоустройства ныне действующих сотрудников налоговой милиции в новой структуре.

«Предполагается и предоставление широких полномочий по использованию специальных средств, в том числе, огнестрельного оружия работниками Бюро. Это может быть использовано с целью давления на бизнес и продолжение печальных традиций «маски-шоу» … Создание Бюро в предложенном формате может усилить недоверие бизнеса и инвесторов к правоохранительным органам», — настаивают в ассоциации.

Андрей Кислов

Читайте также по теме