Топливо в Украине дорожает с каждым днем. Стоимость бензина преодолела новый психологический барьер: на заправках WOG, OKKO, «Shell», SOCAR, «Лукойл» цена А-95 достигла 25 гривен за литр. Но и это еще не предел. Эксперты прогнозируют скачок цен до 30 гривен. ГолосUA выяснил, как можно выйти из ситуации и сэкономить на альтернативном топливе.
Велосипедист: машу рукой заполненным маршруткам
Шутят, что велосипедист – бедствие для экономики. Он не покупает автомобиль и бензин. Не пользуется услугами ремонтных мастерских и платными стоянками. Не страдает от ожирения. Да он еще и здоров! А здоровые люди не выгодны для экономики: они не покупают лекарства, не ходят к частным врачам, не увеличивают ВВП. Тем не менее, с каждым годом таких «невыгодных» людей становится все больше. Зато они экономят на проезде, который недавно подорожал, а бензин им и вовсе не нужен.
Егор Замана даже зимой на работу ездит на велосипеде. Говорит, в этом большая выгода: экономия и комфорт. Первый маршрут велосипедиста проходит от Березняков до станции метро «Черниговская»: покрутил педали 10 минут — и уже на месте. Второй – 25 минут езды на станции метро «Выдубичи», когда добираться на общественном транспорте нужно целый час.
Егор ездит быстро, поэтому часто соревнуется с маршрутками наперегонки. «Обгонять троллейбусы – неинтересно, они тормозят на остановках. Другое дело за маршрутками – гоню с ветерком под 50км/час. С улыбкой смотрю на набитые автобусы и маршрутки, и проезжая мимо, машу им ручкой», — смеется Егор.
С ростом цены на проезд велосипед стал еще более актуальным: в день тренеру удается экономить около 24-30 грн. «Давайте посчитаем: на первую смену в спортзал на Черниговской я трачу 10 гривен на маршрутку в обе стороны. Потом я приезжаю туда еще на вторую смену, и это мне обходится уже в 14 грн, поскольку освобождаюсь поздно и приходится ехать на метро до Левобережной и опять садиться на маршрутку. В итоге я трачу 24 грн в день. А если ехать на вторую работу на Выдубичи – это еще дороже», — отметил он.
Розетка против заправки
Электрокары – идея не новая, но когда топливо было дешевое, на них мало кто обращал внимание. Но с «золотым бензином» это стало более чем актуально. Вячеслав Полтавец полюбил электромобили еще с детства: сначала это были игрушечные машинки на электричестве, а повзрослев — собрал своим руками настоящий. «Я мечтал об этом, когда наш завод в Запорожье начал делать «Таврии» в 1982 году. Толчком стало и то, что «Авто ЗАЗ» делал ограниченные партии машин на электроприводе, передавая их за границу. Тогда они стоили около $5 тыс. Я не мог себе этого позволить и решил, что сделаю электромобиль сам», — рассказал владелец электромобиля.
Собрав свой электрокар 4 года назад, Вячеслав успел проехать около 40 тыс. км, при этом сэкономив около 3 тонн бензина! Умножаем на 20 грн (сегодняшний тариф на топливо) и получаем 60 тыс. грн экономии. «Самое дорогое в моей машине – аккумуляторы. Обычных свинцовых батареек надолго не хватит, да и пробег без подзарядки будет максимум 60 км. Другое дело — литий-ионные батареи. Они будут работать десять лет, да и могут проехать без подзарядки летом 220 км. Зимой пробег уменьшается, но все равно мне этого хватает для того, чтобы ежедневно спокойно ездить по делам по городу. Я также ездил на ней даже в Крым, Луцк и Полтаву», — уточнил водитель.
Вячеслав очень доволен, что больше не приходится ломать голову, где бы заправить свою «ЭлектроСлавуту»: два часа зарядки через электрокабель и авто снова на ходу. «Я заряжаю машину ночью. Время зарядки зависит от возможности батареи, сети и зарядного устройства. Стоимость электроэнергии у меня 40 коп кВт/час, а расход энергии — 12-13 кВт часов на 100 км. То есть, это где-то 5,2 гривен на 100 км. Бензин бы обошелся около 140 грн», — ввел в курс дела В. Полтавец.
Но стоимость всего оборудования в таком случае немаленькая — примерно 7,5 тысячи долларов. А в целом, переделка «Славуты» обошлась примерно в 11 тысяч долларов. Недостатков в своем электромобиле В. Полтавец не видит, но запросы растут: теперь водитель экологического авто хочет размер побольше – что-то типа фургона, универсала или электробуса. «Вообще такие электрокары идеальны для коммерческих структур – развозки, доставки, курьерских служб. В Киеве есть компания «Био Авто», машины которой развозят пиццу», — добавил он.
Кстати, первый в Украине электробус произвели в Луцке на базе модели «Богдан». Без подзарядки он может проехать 250 км. В дальнейшем производители планируют заключать договора с отечественными или зарубежными заводами для закупки кузовов. «По цене электробус не будет дороже, чем обычный автобус, который работает на дизтопливе. Но если автобус окупит себя за 10 лет, то электробус — за два года», — рассказал директор автотранспортного предприятия-разработчика Юрий Девицкий. Вообще в Киеве около 20 «машин на батарейках, а по Украине – до сотни. Цене электрокара в Украине — от 330 тыс. грн.
Газобалонное оборудование: экономия — 92 грн на 100 км
Газобаллонное оборудование (ГБО) для машин уже давно стало традиционной заменой бензина. Каждый, кто решается заменить бензин на газ, думает об экономии. Однако в переходе на ГБО есть как свои плюсы, так и минусы. Начнем с положительного: длительные поездки без заправок, уменьшение процента выхлопных газов, снижение риска загрязнения деталей. Кроме того, масло в двигателе служит дольше, так как не насыщается продуктами горения бензина, следовательно, пробег между заменой моторного масла больше. И еще: газ нельзя своровать по определению и при всём желании.
Еще один плюс ГБО – это прочность газового баллона. При аварийной ситуации он способен выдержать удар в несколько раз мощнее, чем бензобак. Сама система автономна и позволяет в любой момент переключиться на традиционное топливо. «Газ дешевле, но его расход больше, чем бензин. Если я на 100 км заправляю свою машину с ГБО на 13,5 литров — плачу 108 гривен, в то время, как 10 литров бензина обошлось бы в 200 грн. Получается экономия — 92 грн», — уточнил водитель «Ланоса» Григорий Зубко.
И если водители согласны с экономией, многие находят недостатки в другом. Во-первых, от газового баллона появляется «лишний вес» и уменьшается место в багажнике: на заднюю ось машины нагружается около 40 кг, с которыми водитель постоянно ездит. Во-вторых, при длительных поездках расход газа составит на 10% больше, чем бензина. В-третьих, двигатель не будет настолько мощным, если заправлять свой транспорт пропаном, к тому же вам придется частенько менять фильтр, который отвечает за очистку газа. Кроме того, переоборудование авто на газ требует дополнительной «беготни с бумагами»: визит в ГАИ для получения соответствующего штампа в техпаспорте.
«Переоборудовать машину на ГБО стоит 4 тыс. грн, сама установка баллона– еще 1,5 тыс. грн плюс в ГАИ нужно заплатить. В сумме это составит 5-7 тыс. грн. У таксистов это окупается за 2-3 мес, у простого водителя – намного дольше», — рассказал водитель Андрей Мотриченко.