Цена на бензин в Украине была головной болью для многих правительств. Каждая декларация очередного правительства о борьбе с высокими ценами на бензин неизменно заканчивалась новым витком роста цен на топливо. Какие только кары не сулили различные премьеры трейдерам, но в реальности ничего не происходило. Все по-прежнему продолжают вести бизнес и прекрасно себя чувствуют. Хотя решить вопрос можно было просто и незайтеливо – разорив нескольких крупнейших трейдеров с помощью штрафных санкций, инструмента, который может использовать Атимонопольный комитет. Но почему-то этого так и не было сделано.
Продавцы бензина дружно уверяют общественность, что цена на него не может не расти, поскольку растет мировая цена на нефть. Это утверждение выглядит вполне правдоподобным, но вот незадача: когда цены на нефть во всем мире падали вдвое, в Украине цена на бензин не снижалась. Как ни странно и удивительно, изменение котировок на Лондонской, Токийской и Нью-йоркской биржах приводит к практически мгновенной реакции украинских продавцов бензина и цены дружно растут так, как если бы бензин производился на автозаправках, причем из нефти, купленной день в день на этих самых биржах.
Никакой экономикой невозможно пояснить, каким образом стоимость бензина в Украине превышает его цену в США практически вдвое. Разве что этот бензин закупать в Австралии и перевозить в Украину самолетами «Аэросвита» — только в этом случае транспортные издержки могут хоть как-то оправдать подобную разницу в цене.
Также очень часто рост цен на бензин пытаются обосновать увеличением акцизов, вводимых украинским правительством. Но что ж, давайте посчитаем: акциз на бензин поднялся на 37,9 % по сравнению с прошлым годом, до 182 евро за тонну. Увеличение составило порядка 50 евро, т.е. на 500 грн за тонну. При этом стоимость бензина увеличилась почти на 1 грн за литр. С арифметикой все в порядке, а вот с ценой – что-то не сходится, потому как подорожание вдвое превышает увеличение акцизного сбора.
Это несоответствие не заметили украинские автомобилисты, которые потребовали от Премьер-министра Николая Азарова публично отказаться от планов ввести пошлину на импорт нефтепродуктов. К их требованию присоединились профсоюз таксистов Украины, Клуб владельцев внедорожников «Greatwall» и общественное движение «Общее дело». «Мы требуем немедленно от Премьер-министра Азарова публично отмежеваться от идеи введения пошлины на импорт легких нефтепродуктов», – зявил представитель общественного движения «Общее дело» Александр Данилюк.
Однако, наученные горьким опытом, отечественные эксперты выдали достаточно пессимистический прогноз относительно дальнейшего роста цен на бензин. По их подсчетам, цена бензина А-95 после введения очередной пошлины может вырасти до 15 грн за литр. Общественные организации не исключают, что в ближайшее время законопроект попадет в Верховную Раду. В таком случае автомобилисты начнут общеукраинскую акцию протеста.
Но эта акция протеста, как и «налоговый Майдан-2010», одним из героев которого и был А.Данилюк, вряд ли приведет к каким-либо реальным подвижкам в сфере снижения цены на бензин. Поскольку правительство, имея все возможности для корректировки цен – и экономические (посредством штрафных санкций), и административные (через принудительное лишение собственности и национализации активов компаний-спекулянтов) – как не собиралось решать проблемы украинцев, так и не будет этого делать и в дальнейшем, поскольку массовые протесты не являются механизмом влияния на решения Кабмина. Итогом «бензинового Майдана» может стать разве что очередное перераспределение собственности и перераздел бензинового рынка Украины. Но, как и говорилось вначале статьи, к экономическим механизмам это не имеет ни малейшего отношения.