Андрей Кислов
16:00 04/06/2020

Берлинские переговоры по Донбассу: у Зеленского пошли на обострение

Немецкая сторона настаивала, что ситуация «требует компромиссов», а украинские власти декларировали недопустимость прямого диалога с представителями так называемых ДНР и ЛНР, с которыми общались пять лет…

«Крым не является предметом переговоров в рамках «нормандского формата».

В Берлине 2 июня побывала украинская делегация в составе министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, главы Офиса Президента Андрея Ермака, вице-премьер-министра, министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексея Резников, министра обороны Андрея Тарана.

По итогам переговоров министр иностранных дел Дмитрий Кулеба анонсировал переговоры глав МИД стран «нормандской четверки» (Украина, Россия, Франция и Германия). Точной даты переговоров он не назвал.

Украинская делегация стала первой группой иностранных гостей на уровне членов правительства, которую МИД Германии принял с середины марта, то есть с момента введения карантина в связи с пандемией коронавируса. Однако издание Deutsche Welle отметило: «Показательно, что визит главы украинского МИДа в Берлин состоялся спустя буквально две недели после приезда сюда же заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака, который курирует украинское направление».

По мнению Deutsche Welle, показательно также, что, говоря в Берлине о Донбассе, министр иностранных дел Украины «каждый раз вспоминал и про Крым, хотя судьба полуострова не является предметом переговоров в рамках «нормандского формата». А начало пресс-конференции задержалось на 45 минут – «необычно по немецким меркам», — отметило издание.

Перед визитом анонсировалось, что украинская делегация намерена обсудить с главой немецкого МИДа выполнение договоренностей лидеров стран «нормандского формата». Однако украинская сторона предложила создать международную платформу для обсуждения темы Крыма. «Крым, по убеждению Украины, должен оставаться на международной повестке дня», — пояснил Дмитрий Кулеба.

А как обстоят дела с выполнением «нормандских» договоренностей? Министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил, что реализации решений, которые были достигнуты на последнем саммите «нормандского формата» необходим новый импульс. «Прогресс в реализации решений требует компромиссов со стороны всех участников», — добавил глава МИД Германии. 

Он сказал, что «детали продвигаются» трудно; что 5 переходов через линию разграничения на 400 километров — это мало; что надо действовать в тех направлениях, где возможны позитивные сдвиги и, прежде всего, в деле защиты гражданского населения.

Напомним, что саммит «нормандской четверки» — Украины, Германии, Франции и России –  состоялся 9 декабря 2019 года в Париже. Тогда было решено провести обмен пленными в формате «всех на всех», договорились о разведении сил. В итоговом коммюнике говорится о трех новых участках разведения. Оно должно было состояться до конца марта. 

Также в декабре стороны договорились о поддержке создания новых пунктов пропуска вдоль линии разграничения. Кроме того, в коммюнике записано, что участники саммита «считают необходимым инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство».

Как известно, эта формула названа по имени действующего президента Германии, в прошлом главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Она предписывает, что закон об особом статусе отдельных регионов Луганской и Донецкой областей должен вступить в силу в день голосования на местных выборах, которые должны пройти в соответствии с украинской Конституцией и украинским законодательством.

«Подтвердили ключевые позиции о недопустимости прямого диалога»

Выборы на Донбассе предусмотрены Минскими соглашениями и «формулой Штайнмайера», которую украинская сторона обязалась имплементировать к апрелю. Но не сделала этого.

Пункт 9 Минского соглашения предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта: «Должно начаться в первый день после местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

А в пункте 11 Минского соглашения указано, что конституционная реформа означает вступление в силу новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов).

Сам комплекс мер по выполнению Минских соглашений был подписан с участием ОРДЛО. Под документом стоят подписи: Леонида Кучмы, посла РФ Михаила Зурабова, посла ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеров так называемых «ДНР» и «ЛНР» —  Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, без указания их должностей.

Теперь украинская делегация в Берлине «заявила о недопустимости ведения прямого диалога с российскими наемниками, — представителями т.н. «ДНР» и «ЛНР», сообщает Интерфакс.

В частности, об этом шла речь на встрече с министром обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауер. Дмитрий Кулеба рассказал, что на этой встрече члены делегации доказали «максимально четко и прозрачно» тот факт, что представители т.н. «ДНР» и «ЛНР» в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) на самом деле являются российскими гражданами.

Следует отметить, что переговоры по Донбассу проходят в двух разных форматах: «минском» и «нормандском». Нормандский формат предусматривает участие четырех сторон: Украины, России, Франции и Германии. А «минский» считается трехсторонним: Украина, Россия и ОБСЕ. Но фактически в минских переговорах участвуют представители ОРДЛО.

В конце марта было запланировано заседание Минской трехсторонней контактной группы (ТРГ), на котором анонсировалось заключение соглашение о консультативном совете по урегулированию конфликта на Донбассе. В него собирались ввести по 10 представителей Украины и ОРДЛО, а также по одному представителю ОБСЕ, России, Германии и Франции (при том, что Франция и Германия ранее в «минском» формате не участвовали).

Об этом консультативном совете сообщал глава Офиса Президента Андрей Ермак. Теперь он говорит, что к переговорам по урегулированию войны на востоке Украины должны быть привлечены некие «признанные представители гражданского общества Донбасса», не причастные к военным действиям и не имеющие ничего не иметь общего с сепаратистскими организациями. Так он заявил перед визитом в Берлин немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба после переговоров в Берлине сообщил: «Мы подтвердили ключевые позиции о недопустимости прямого диалога с представителями так называемых ДНР и ЛНР. Мы в ТКГ разговариваем с Россией».

Впрочем, накануне визита в Берлин, вице-премьер Алексей Резников в своей колонке для Atlantic Council предложил Великобритании и США, которые в 1994 году подписали Будапештский меморандум, начать консультации по положению на Донбассе. «Первоначально консультации должны проходить без участия России», — подчеркнул он.

Читайте также по теме