Выстрелы на Житомирщине в первые дни нового года в очередной раз заставили общественность вспомнить о невыполненных обещаниях власти — разобраться с нелегальным янтарным бизнесом. Верховная Рада третий год держит в долгом ящике законопроект по добыче янтаря и ее логика понятна – с таким документом можно только опозориться, отзывать тоже неудобно.
Американский сценарий
Когда в Калифорнии началась золотая лихорадка, центральные власти в Вашингтоне направили туда армию – взять территорию штата под контроль. Прибыв на место, армия перестала существовать – солдаты побросали штыки и взялись за кирки и лопаты. Предложение послать вторую армию было отвергнуто. Когда все доступное золото было «вымыто», независимый штат сам обратился к Вашингтону с просьбой установить американский суверенитет, с его законами и правоохранительной системой. Появилась потребность в государстве – чтоб обеспечить сохранность и законный оборот добытого золота. Нечто подобное сегодня происходит на Житомирщине и Ровненщине с янтарем, лишь с той разницей, что государство изначально ведет себя, как пособник бандитов и местное население может отвернуться от него навсегда, организовав янтарную республику.
Украинские реалии
Система добычи янтаря разделена между бандитскими группировками, которые платят по всей вертикали власти – до самых высоких киевских кабинетов.
Например, на Житомирщине, по словам местного депутата Елены Галагузы, идет настоящее АТО – простые люди не могут свободно перемещаться по территории, везде блокпосты, где люди с оружием останавливают автомобили. В регионе полно оружия, люди боятся выходить на улицу
16 января ночью в городке Олевск Житомирской области приезжие гастролеры устроили перестрелку с местными жителями. Полиция приехала, когда стычка давно закончилась, при этом правоохранители утверждает, что бандитская разборка не более чем бытовая ссора.
Другой депутат Житомирского областногосовета Александр Николайчук подтверждает:Полесский край уже несколько лет терроризируют бандиты, которых покрывают отдельные высокопоставленные чиновники из Нацполиции, прокуратуры и Службы безопасности. Наверное, Президенту стоит лично навести здесь порядок, иначе в Украине откроется еще один — «янтарный» фронт,— говорит депутат.
Теневой рынок янтаря в Украине оценивается в 300 млн долларов. Бригада из пяти человек с мотопомпой может заработать от 2 до 7 тыс. долларов в день. Не все средства попадают рабочим, но масштаб поражает. В последнее время цены проседают из-за давления китайских закупщиков, в Поднебесную янтарь течет в качестве сырья. Многие эксперты и политики возлагают надежды закон, который может навести порядок в этой ставшей заповедником преступности сфере. Но это ошибочное мнение.
Законодательный тупик
В Верховной раде с октября 2015 года пылится законопроект №1351-1 о добыче и реализации янтаря, прошедший первое чтение и готовый к рассмотрению во втором — о добыче и реализации янтаря.
Теоретически законодательное регулирование сферы добычи янтаря, должно решить проблему. После прочтения законопроекта понимаешь – никто проблему решать не собирается в принципе.
Документ настолько сложный, закрученный, трудный в понимании, его явно специально так выписывали, чтобы создать очередное легальное коррупционное поле. Ни один нелегальный старатель даже пальцем не шевельнет, чтобы следовать этому закону и его можно понять.
Давайте попробуем посмотреть на некоторые из предложенных законодателями идей.
Закон вводит понятие «первичного недропользователя» (плевать, что Кодекс Украины «О недрах», такого термина не предусматривает). Это коммунальное предприятие или другое лицо получившее разрешение на пользование недрами для добычи янтаря.
Пользование участком содержащий янтарь будет даваться на определенный срок — 5 лет на геологическое изучение, 5 лет – на то же самое плюс «исследовательско-промышленную разработку», 20 лет для непосредственной добычи янтаря.
Пользование такими недрами, естественно, платное.
О размерах такой платы – ни слова, будет устанавливаться Налоговым кодексом. В текущей редакции Налогового кодекса это 25% от стоимости товарной продукции.
И тут мы сталкиваемся с нормой, что право на пользования янтарными недрами будет идти через аукционы. Казалось бы, лучшей антикоррупционной формы, чем аукцион люди еще не придумали. Но как всегда наш законодатель вставляет ряд исключений, ломающих логику честной игры.
Первый пункт исключений говорит о том, что без аукционов специальное разрешение будет даваться субъектам использующим труд старателей. Значит, практически всем. Но всех много, а «всего» мало. Почва для коррупции и кровавого дележа заложена идеально.
Дальше в законе начинается настоящая тайга, особенно вокруг такого понятия как «геологическая информация о янтарносодержащих недрах». Понятно, что без такой информации добывать янтарь более, чем проблематично.
Такая информация может быть взносом в уставной капитал предприятия. Недропользователи получают такую информацию в установленном Кабмином порядке. Вам ничего не напоминает?
Та же схема, что и по земле для граждан — каждый имеет право на 10 соток, но эти 10 соток нужно найти, а на запрос любой уважающий себя местный совет вам напишет – свободной земли нет (если вы не хотите делиться денежными знаками). То же самое и с янтарем. Тем более, в законопроекте прямо указано, что если приглянувшийся участок частный, то информация де-факто никой никто не получит.
Объемы получаемой информации не регламентированы, теоретически каждый может подать запрос на максимально большую территорию потенциальных залежей. Не проще ли выложить этот реестр в публичный доступ в сети интернет по примеру кадастра? Нет, наши законодатели не ищут легких путей, они ищут пути обогащения для чиновников.
Для получения разрешения на добычу предлагается совершить конкретный коррупционный забег – пройтись с чемоданом денег по областному совету, экологическому управлению районной администрации, зайти в центральный орган власти по вопросам промышленной безопасности. Вы еще не передумали получать разрешение?
Тогда придется платить еще больше. Кроме выше озвученных 25% от стоимости добытого сырья, заплатите отдельный сбор на рекультивацию – чиновники его вам посчитают.
Конечный старатель – «человек с лопатой», заплатит 20% с договора купли продажи реализованного янтаря в пользу владельца участка.
Весь добытый янтарь должен будет подробно взвешиваться, учитываться, запаковываться по партиям и сопровождаться документацией на каждую партию. Эти партии потом будут продаваться через специальные янтарные биржи.
Для всего этого недропользователем должны будут создаваться специальные измерительные пункты, где будет проходить «аттестация, экспертная оценка драгоценного камня», будет работать специальный эксперт-гемолог. Стоит ли останавливаться на том, что за это удовольствие заставят платить и платить?
Вопрос простой – какой вменяемый «человек с лопатой» будет эту всю муть соблюдать? Он должен купить патент по фиксированной цене и забыть о существовании государства после этого акта купли-продажи. А дальше государство уже само обеспечивает правопорядок и будущую рекультивацию. Продавать янтарь через биржи это хорошо, но если я добыл его по закону, я должен иметь право делать с ним, что захочу – хоть янтарную комнату в хрущовке.
А что, говорят профессиональные юристы, работающие в парламенте и проанализировавшие этот законопроект на более высоком институциональном уровне?
Они пишут прямо – закон разрушает принципы разрешительной системы и регуляторной политики, закон не содержит отдельного предмета регулирования (Кодекс о недрах для кого писан?).
По мнению юристов, механизм регулирования отношений в этой сфере еще более усложнен, чем содержит текущее законодательство.
Документ декларативен, противоречит минимум восьми статьям Конституции Украины, «несет коррупционные риски». Непонятно каким образом будут определяться земли для рекультивации – те, что используются, или уже испорчены незаконной добычей. «Проектом заранее закладываются нормы, реализация которых в установленный проектом срок и способ будет невозможна», — пишет главное юридическое управление парламента.
Всего замечания содержат 14 страниц и однозначные негативные коннотации (иногда по тексту официального юридического вывода даже используются знаки «?!»).
Как видим, сегодня у украинской власти нет вменяемого законодательного решения янтарной проблемы – его никто не готовит. Заготовки, прошедшие первое чтение, будут закономерно похоронены во втором. Трудоспособное население Житомирской и Ровенской области сегодня имеет две альтернативы – нелегальная добыча янтаря или трудовая эмиграция в Польшу.
К сожалению, и тот, и другой выбор подразумевает полное игнорирование людьми украинского государства как такового.