На похороны умершего от инсульта 78-летнего президента Узбекистана Ислама Каримова в его родном Самарканде собралось без малого двадцать тысяч человек. Проводить в последний путь бессменного лидера узбекской нации, которого по праву сравнивают с отцами-основателями государства, приехали лидеры более 15 стран мира. В самом Узбекистане объявлен трехдневный траур. Сегодня аналитики на территории от Оттавы до Веллингтона пытаются строить прогнозы относительно того, каким путем пойдет Ташкент далее и наступит ли для него «светлое будущее», о котором так долго говорил Ислам Абдуганиевич.
Наследство, или, вернее, наследие, оставленное Каримовым, трудно переоценить. За четверть века своего пребывания у власти он сумел вывести страну из-под угрозы гражданской войны, подавил бунт в Ферганской долине и беспорядки в Андижане, укрепил национальную валюту сум и не допустил распространения влияния идей «Исламского государства Ирака и Леванты» (ИГИЛ) и «Талибана». Именно при Каримове Узбекистан стал, образно выражаясь, островком спокойствия во всем среднеазиатском регионе. Узбекского руководителя порой критиковали за так называемые «диктаторские замашки» (в стране жестоко пресекалось инакомыслие), однако большинство жителей страны считают такую политику оправданной: по уровню жизни они оказались далеко впереди соседей – таджиков, киргизов и афганцев.
Временно исполняющим обязанности президента Узбекистана назначен действующий председатель местного сената Нигматилла Юлдашев. Выпускник Ташкентского государственного университета, юрист по образованию, он зарекомендовал себя как ярый сторонник курса Каримова. Уже в своем первом выступлении в новой должности Юлдашев подчеркнул, что с его приходом к власти в стране «практически ничего не изменится». «Мы будем следовать путем Ислама Абдуганиевича и держать заданную им планку в политике и экономике», — сказал новый руководитель. Следует особенно отметить, что «держать заданную планку» будет не так-то и просто. Во-первых, Ташкенту предстоит реализовать крупнейшую за последнее десятилетие инвестиционную программу – в различные отрасли узбекской экономики планируют вложить деньги такие страны, как Южная Корея, Япония, и Саудовская Аравия. «Команде Юлдашева придется серьезно потрудиться, дабы довести начатые Каримовым переговоры с партнерами до логического завершения, — сказал в комментарии ГолосUA арабский аналитик Хасан аль-Дами. – Ни для кого не секрет, что инвесторы связывали свои надежды исключительно с харизмой Каримова. К новому руководителю РУ, не отличающимся экономической хваткой, на первом этапе они будут только присматриваться. Во-вторых, Узбекистану будет необходимо восстановить свое пошатнувшееся реноме в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – провести консультации с Москвой и Пекином, а также разобраться с проектами в Астане и Бишкеке. И, наконец, в-третьих, Юлдашеву стоит обратить свое пристальное внимание на укрепление связей с Соединенными Штатами Америки, включая принципиальное разрешение на использование своих военных баз американскими ВВС и самое активное участие в антиталибской коалиции».
Есть и еще одна задача, решить которую новому президенту Узбекистана будет крайне сложно. Это – договориться об участии Ташкента в системе Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ). Все дело в том, что Каримов до последнего упорно сопротивлялся присутствию государства в ОДКБ, всерьез полагая, что это нанесет удар по амбициям страны. Предполагается, что Юлдашев, которого в Москве считают «более сговорчивым», уже в ближайшие несколько недель поставит свою подпись под соответствующими документами.
Как бы там ни было, а новый узбекский лидер пока отказывается от слишком громких заявлений относительно будущего Узбекистана. На похоронах Каримова он лишь намекнул, что постарается сделать так, чтобы «не утратить наследия» ушедшего президента. Насколько у него это получится и получится ли вообще, мир узнает уже совсем скоро.