Североатлантический альянс официально отказал РФ в праве ее участия в саммите НАТО, запланированном на 4-5 сентября в британском Ньюпорте (Уэльс). По мнению лидеров структуры, представители Москвы не имеют «морального права находиться в одном зале с международными миротворцами». Предполагается, что на встрече высокопоставленных военных чиновников ЕС и США будет дан «достойный ответ» действиям ополченцев на Донбассе и выработана новая доктрина отношений с Москвой. Как отмечают эксперты, эти планы выглядят, по меньшей мере, странно.
Ни о какой «миротворческой деятельности» Альянса не может быть и речи. НАТО является исключительно военным блоком, в уставе которого четко указано: его главная цель – в наращивании милитаристской мощи. Как бы громко ни звучали заголовки европейских и американских газет о «восстановлении» натовцами мира в Косово, солдаты KFOR в регионе носят статус «временных наблюдателей», читайте – оккупантов. Нет сомнений, что такой же статус в случае принятия соответствующего решения на саммите в Ньюпорте они получат и на Юго-Востоке Украины. Дальше – больше. Россия фактически вовлечена в вооруженный конфликт на Донбассе, и сейчас именно от ее грамотных и слаженных действий далеко не в последнюю очередь зависит нормализация обстановки в нашем мятежном регионе. Обсуждать ситуацию в Донецкой и Луганской областях та же Москва в рамках НАТО имеет полное право.
В этой связи любопытна позиция Польши и прибалтийских государств. Накануне они потребовали от Брюсселя и Вашингтона переориентировать систему ПВО Альянса в сторону РФ. Дескать, действия российской стороны под Донецком и Луганском несут «прямую угрозу» суверенитету Объединенной Европы. Дескать, если российское оружие будет и в дальнейшем попадать в Украину, оно рано или поздно вполне может обернуться против «мирного Запада». А вот здесь заключается еще одна странность. В настоящее время Варшава рассматривает вопрос о поставках в нашу страну крупной партии оружия. Никакой юридической базы для этого нет, однако предстоящий саммит в Ньюпорте вполне может эту так называемую «проблему» решить – принятые в ходе заседания документы имеют отнюдь не рекомендательный характер.
Генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен в одном из интервью намекнул, что Брюссель оставляет за собой право в одностороннем порядке осуществить ввод войск в отдельно взятое государство и прекратить партнерские программы с кем бы то ни было, если действия этих самых партнеров противоречат интересам ЕС и США.
Любопытная позиция, не правда ли? У России с НАТО реализуются более 20 эффективных программ, включая гарантию безопасности в районах боевых действий в Центральной и Западной Африки, а также Афганистане. Окончательный разрыв отношений грозит Альянсу в целом и Пентагону в частности выплатой огромной неустойки – денег ни у одной, ни у второй структуры попросту нет.
Об этом в Москве не преминули упомянуть. Как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, решать геополитические вопросы без участия России, главенствующей в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций – абсурд. А ведь и вправду: разве не абсурдным выглядит намерение руководства Альянса обсуждать дальнейшие контакты с РФ без участия ее представителей? Разве именно НАТО должно решать судьбу Донбасса? И, наконец, разве Пентагон обладает правом на торговлю оружием для «третьих стран»?
«Это риторические вопросы, и нет смысла полагать, что какой-либо ответ на них будет дан даже после этого натовского саммита, — сказал в комментарии ГолосUA военный эксперт Миккель Оре (Норвегия). – Скорее всего, ничем существенным Донецку и Луганску его участники не помогут, а контакты с Россией у Альянса прервутся окончательно. Но даже лишенная права голоса в НАТО, Москва не перестанет играть определенную роль в геополитике». /> С подобным утверждением поспорить сложно.