После переговоров с лидерами Франции и Германии глава государства заявил, что НАТО ничего не должно Украине. Эксперты напоминают, что Париж и Берлин не поддержали предоставление ПДЧ в НАТО, и они же являются участниками «нормандского формата» по Донбассу. Впереди — сложные политические компромиссы.
«…и призвали российскую сторону»
Президент Владимир Зеленский, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц выступили с заявлением, в котором призвали Россию к дальнейшей работе в рамках «нормандского формата» (Украина, Россия, Франция и Германия).
«Владимир Зеленский, Олаф Шольц и Эммануэль Макрон договорились приложить все усилия для достижения реального прогресса в стабилизации ситуации на Донбассе и призвали российскую сторону к возобновлению конструктивной работы для этого в Нормандском формате», — говорится в совместном сообщении.
В ноябре МИД РФ опубликовал дипломатическую переписку министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главами МИД Германии и Франции. Публикацию закрытой переписки российский МИД объяснил тем, что позиция России в переговорах, касающихся ситуации на Донбассе, «подвергается искажениям». В частности, отвергаются тезисы РФ о «внутриукраинском» характере конфликта, о «посреднической роли России наряду с ОБСЕ» и о «налаживании прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском».
Тогда Лавров пояснил публикацию своей переписки с коллегами из ФРГ и Франции словом «достали». Он обвинил коллег в высокомерии. «Они ежедневно в ходе последних двух недель, когда обсуждалась их инициатива собраться на уровне министров иностранных дел, делали аррогантные (высокомерные – прим. Ред.), не очень корректные, не очень этичные заявления: все готовы, Путин поручил, а Лавров не хочет. Примерно так», — заявил Лавров.
Он озвучил условие Кремля: «встреча в «нормандском формате» будет только тогда, когда Киев выполнит все, о чем договорились в Минских соглашениях». Лавров перечислил: это особый статус Донбасса, закрепление этого особого статуса в конституции Украины, в которую должен быть внесен элемент децентрализации, проведение амнистии «и, разумеется, это проведение выборов по правилам, согласованным между Киевом, Донецком и Луганском на основе принципов ОБСЕ».
Следует пояснить, что местные выборы на неподконтрольной территории под эгидой ОБСЕ предусматривала так называемая «формула Штайнмайера». Ее украинская сторона обязалась имплементировать на парижской встрече «нормандского формата» 9 декабря 2019 года. Тогда же речь шла о принятии закона «об особом статусе» Донбасса на постоянной основе. Однако, этого сделано не было — имеется лишь временный закон, который продляют ежегодно. А формула столкнулась с протестами со стороны движения «Нет капитуляции!».
Участники акций считают реализацию Минских соглашений по «формуле Штайнмайера» капитуляцией перед Россией. Экс-президент Петр Порошенко заявил, что никакой «формулы Штайнмайера» не существует в природе, это «российская выдумка». Хотя сам Порошенко после встречи в «нормандском формате» 20 октября 2016 года рассказывал, что на уровне рабочих групп будет вестись подготовка по имплементации этой формулы.
Дело в том, что Минские соглашения, которые Порошенко заключил с лидерами РФ, Франции и Германии в феврале 2015 года предусматривают такую очередность: «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».
Москва требует выполнения соглашений буквально — «в том порядке и объеме, в котором подписаны». А украинская сторона добивается, чтобы сначала был установлен контроль над границей, а только потом были проведены выборы.
В этом году Зеленский заявлял: «Минский процесс должен быть более гибким». Глава Администрации Президента Андрей Ермак заявлял, что Минские соглашения «выполнить невозможно». А нынешний министр обороны Резников, еще будучи вице-премьером, назвал Минские соглашения «мертвой историей».
«Придется идти на сложные политические компромиссы»
Ранее, как известно, Зеленский встретился с новым канцлером Германии Олафом Шольцем и лидером Франции Эммануэлем Макроном на полях саммита «Восточного партнерства». Перед этим президент США Джо Байден провел переговоры с президентом РФ Путиным и европейскими лидерами. После телефонных разговоров Байдена с руководством Великобритании, Италии, Франции и Германии, администрация Белого дома сообщила, что лидеры пяти стран подтвердили: единственный путь урегулирования ситуации на Донбассе — это дипломатические усилия «нормандской четверки» для выполнения Минских соглашений.
В Белом доме выразили «поддержку США этого общего процесса, которым, конечно же, руководят наши французские и немецкие союзники». А саммите «Восточного партнерства» 15 декабря журналисты задали Зеленскому вопрос существует ли давление на Украину со стороны западных партнеров, с целью заставить ее согласиться с российской трактовкой Минских договоренностей, и как осуществлять контроль за выполнением соглашений, если ОБСЕ не допускают на территорию отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
«Без ОБСЕ невозможно, это на 100 процентов, у меня такое же мнение. Что касается давления со стороны Соединенных Штатов Америки – я не чувствовал», — заявил Глава государства. По его словам, на встрече с лидерами ФРГ и Франции речь шла не о политической части Минских соглашений, а о пунктах, связанных с безопасностью: обеспечение соблюдения режима прекращения огня; взаимное освобождение удерживаемых лиц; открытие двух новых пунктов пропуска.
Такие договоренности были достигнуты на саммите в Париже 9 декабря 2019 года. «Именно это должны донести лидеры Нормандского формата до Российской Федерации, и результатом этого должна быть встреча в Нормандском формате. Если Россия действительно заинтересована в урегулировании этого вопроса», – заявил Глава государства.
Отметим, что накануне Путин в телефонном разговоре с Макроном заявил, что украинские военные «намеренно обостряют» обстановку на линии соприкосновения, пользуясь «попустительством» западных стран, «происходит накачка Украины современным оружием, что создаёт прямую угрозу безопасности России».
Российская Федерация, напомним, официально требует юридически отозвать обещание о вступлении Украины в НАТО, которое было озвучено на саммите 2008 года в Бухаресте. Политолог Андрей Золотарев уверен, что такое требование выполнено не будет: «сохранится статус-кво». В то же время он напоминает, что Украине не предоставлен План действий по достижению членства в НАТО (ПДЧ). «Именно позиция Германии и Франции помешала Украине получить ПДЧ», — сказал Золотарев.
Политолог Руслан Бортник считает, что уже началось переосмысление курса Украины как в окружении Президента, так и самим Зеленским, который заявил: «Что НАТО должно нам? НАТО не должно Украине ничего».
«Это сигнал украинскому обществу о том, что мы остались наедине со своими проблемами и, возможно, нам придется идти на сложные политические компромиссы», — считает политолог.
В то же время он отмечает, что европейский подход в отношении Донбасса в какой-то степени поменялся. «Он стал менее нейтральным и более жестким по отношению к России», — заявил Бортник СМИ. Политолог напоминает, что у Макрона начинается избирательная кампания, а в Германии появился новый канцлер.
«Руководство Украины, Франции и Германии поменялось с момента заключения соглашений, и они их рассматривают как документ с сомнительной юридической ценностью, а не свои обязательства. Такая ситуация повышает вероятность попыток переписывания и выхода за рамки Минских соглашений», — считает политолог.