Андрей Кислов
17:00 20/01/2020

Без русских школ: Куда ведет Закон о среднем образовании

Взят курс на снижение качества образования, хотя общественный резонанс вызвали в основном языковые нормы, говорят эксперты. Реформа набирает обороты при Президенте Зеленском, который сам заявлял, что «вопросы языка и образования всегда качают общество».

«Она со мной не советовалась»

Министр образования Анна Новосад заявила, что учителя, работающие в русскоязычных школах, пройдут курсы повышения квалификации для перехода на украинский язык преподавания. «Мы сейчас готовимся к тому, чтобы с сентября школы, которые учились на русском, с пятого класса перешли на изучение предметов на украинском языке», — заявила она.

10 октября Президент Владимир Зеленский заявлял, что ничего не знает о планах по закрытию русских школ. «Я не знаю, что имела ввиду министр. Она со мной не советовалась. Вопросы языка и образования всегда качают общество. Мне интересно выяснить этот вопрос», — сказал Владимир Зеленский, комментируя слова Новосад, озвучившей норму закона об образовании, который был принят еще в 2017 году.

Политолог, кандидат политических наук и преподаватель в КПИ Алексей Якубин тогда отмечал: «В стране могут возникнуть протесты против запрета русских школ.  В этом случае Зеленскому придется определяться: поддержать министерство и потерять свой рейтинг или требования граждан».

По его словам, закрытие русскоязычных школ станет нарушением прав детей, для которых русский является родным.

«Это продолжение политики языковой дискриминации, что негативно сыграет против самого Президента», — предупреждал политолог.

А 16 января Верховная Рада приняла Закон «О полном общем среднем образовании», который дополнил закон 2017 года. Первое чтение новый закон прошел в мае 2019-го в Раде VIII созыва. Но дорабатывался ко второму чтению уже при новой власти, при «монобольшинстве» президентской партии «Слуга народа». Принят закон 327 голосами парламентариев.

Детей нацменьшинств фактически делят на три категории. Первая модель обучения предусмотрена для коренных народов Украины, не имеющих государства, и не проживающих в своей языковой среде (речь идет о крымских татарах). Для них будет обучение на родном языке с первого класса до окончания школы.

Отметим, что по данным Минобразования на крымско-татарском языке обучаются всего 53 ребенка.

Вторая модель для школ с языком обучения национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам ЕС. В 5 классе не менее 20% учебного времени должен занимать украинский язык с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 на украинском изучалось 40% предметов. В старших классах на украинском языке должно быть 60% предметов.

Как известно, на венгерском языке обучается 17 тысяч школьников, на румынском —  около 16 тысяч, польском – 1 тысяча 700, на английском — 243 ребенка, на словацком — 147, на болгарском – 58 детей.

Третья модель касается русскоязычного меньшинства (норма для нацменьшинств «язык которых принадлежит к одной с украинским языковой семье»).  Для русских детей начальная школа также будет на родном языке вместе с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на украинском.

Анна Новосад уточняет: «Родной язык и литературу будут преподавать на русском, плюс есть возможность факультативов и внеклассного обучения». К новому учебному году скорректируют учебные программы.

«Нам сейчас на самом деле важнее подготовить учителей, чтобы они были готовы преподавать на государственном языке и подтянули свою терминологию. Для них мы будем делать отдельные курсы повышения квалификации, летнюю школу для того, чтобы они улучшили свои знания языка», — заявила Анна Новосад.

Примечательно, что по данным ее министерства в русских школах в текущем учебном году обучается 281 тысяча детей. А это – около 7% украинских школьников.  Их родители как все платят налоги.

Эксперты отмечают, что Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которую Украина ратифицировала в 2003 году, гарантирует не «изучение языка», а обучение на родном языке.  В ст. 8 этой Хартии сказано, что государство берет на себя обязательство обучение на языках, а не «обучение языкам» национальных меньшинств. «То есть, полностью или хотя бы частично обучение всем предметам должно идти на языках национальных меньшинств», – отмечал в СМИ политический эксперт Владимир Кацман.

«Даже не в деньгах за обучение дело»

В закон внесли норму о том, что частные школы могут свободно выбирать язык образовательного процесса, и теоретически, русским детям оставили возможность учиться и на русском языке за деньги.

Но пользователи соцсетей отмечают, что частные школы не спешат с этим. «Сегодня специально позвонила в две частные школы, реклама которых всплыла у меня в ленте. На вопрос о языке образования сразу стали юлить, спрашивать, что меня не устраивает в государственной школе — качество преподавания, количество детей в классе и тд. На мой твердый ответ, что ищу школу с обучением на русском, собеседники сразу сникали и бормотали: ой нет… извините, у нас только на мове и два англоязычных дня. А во второй школе просто задохнулись от такого вопроса, и еле выговорили, что ничем помочь не могут. Так что даже не в деньгах за обучение дело», — пишет в Facebook пользователь Gavrilova Irina.

Она рассуждает: «Кто-то пытается представить, что надо выбирать, и главным приоритетом ставить образование. Определилась. Приоритет поставила. И что?».

Когда Украина впервые приняла участие в исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), оказалось, что 25,9 % подростков 15 лет не могут проанализировать прочитанное. Уровня базовых знаний в сфере естествознания нет у 26,4% школьников, а в области математики – у 36%.

«36% наших 15-летних учащихся не достигают даже базового уровня знания математики. То есть они имеют проблемы с заданиями, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами. Результаты PISA-2018 показали, что мы должны системно работать над развитием математической грамотности у украинских школьников», — рассказала глава Минобразования Анна Новосад.

Она заявила, что 2020 год будет «годом математики». Однако принятый Радой закон о среднем образовании закрепляет такое понятие, как интеграция предметов в средней школе. Там не прописали, какие именно предметы будут объединять, предоставив каждому учебному заведению самостоятельно определять на педсовете перечень учебных предметов и интегрированных дисциплин.

Как это должно происходить, озвучивалось в начале реформы – в 2017 году. Например, в общий курс математики могут быть объединены алгебра и геометрия. Язык и литературу можно интегрировать в «словесность». А вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии могут изучаться дисциплины «природа и человек», «человек и мир» и т.п.

Это предполагает реформа под названием «Новая украинская школа» (НУШ). В ее рамках ученикам первого класса не задают домашних заданий. В первых классах НУШ ученики не получают оценок. Доктор педагогических наук Александр Спиваковский еще на старте реформы писал: «В какую бы красивую обертку ее не заворачивали, ее реализация может привести к серьезному падению уровня и качества среднего образования».

Директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко отмечает: «Перед глазами широкой общественности всего лишь небольшая и весьма очевидная часть проблемы, порожденной этим законом – язык обучения, отношение к правам нацменьшинств. Именно эти аспекты больше всего обсуждаются. Хотя поводов для бурных дискуссий в законодательных новшествах предусмотрено гораздо больше. Очевидно, подобные действия МОН можно расценивать как обычную дымовую завесу».

Читайте также по теме