Ryanair отказался приземляться в «Борисполе» и Львове, наделав много шуму. В СМИ и соцсетях вспыхнул «пожар» на эту тему, профильный министр уже официально предложил уволить гендиректора «Борисполя», а правительство призвало лоукостер передумать. Но руководство авиакомпании пока говорит категорическое «нет». Вместе с тем, эксперты предрекают возращение авиакомпании…
10 июля стало известно о том, что крупнейший лоукост-перевозчик, ирландская авиакомпания Ryanair выходит из переговорного процесса с аэропортом «Борисполь» по 4 маршрутам из-за непреодолимых разногласий.
В официальном обращении руководство перевозчика заявило об «отмене своего запланированного прихода в Украину после того, как киевский аэропорт не выполнил соглашение, достигнутое в Министерстве инфраструктуры с должностными лицами аэропорта и нынешним генеральным директором аэропорта господином [Павлом] Рябикиным в марте этого года».
В Ryanair указали на предвзятую позицию руководства аэропорта в пользу авиакомпаний с высокими тарифами, включая «Международные авиалинии Украины».
Кроме того, ирландский перевозчик отметил, что из-за отмены выхода компании на украинский рынок (всего 11 маршрутов) пострадали потенциальные 500 тыс. пассажиров и потеряно 400 новых рабочих мест.
Известие о срыве контракта с Ryanair стало настоящим шоком для украинцев, которые с марта, когда был подписан протокол о намерениях между Мининфраструктуры и перевозчиком, уверовали в дешевые авиабилеты. А они у Ryanair в среднем стоят 40 евро.
Неожиданностью это стало и для министра инфраструктуры Владимира Омеляна, который так отреагировал на событие в Facebook: «Майберг (глава набсовета МАУ Арон Майберг – Ред.) и Рябикин могут открывать шампанское. МАУ не может определять стране, что ей делать и переплачивать за некачественные услуги».
Напомним, Raynair настоящий авиационный титан: его парк насчитывает 363 самолетов, а частота рейсов достигает 1600-1800 перелетов в стуки. Авиакомпания обслуживает свыше 1600 направлений между 180 аэропортами в 28 европейских странах и Марокко.
Примечательно, что лоукостер решил отказаться от заходов не только в «Борисполь», но и в Международный аэропорт «Львов» (7 маршрутов), который принял все условия Raynair. Они, надо сказать имеет свою специфику.
В чем же она заключается? Дело в том, что каждый лоукостер, чтобы удешевить авиабилеты, применяет в своей работе определенные приемы, а именно: быстрый оборот самолётов в аэропортах, упрощенный формат покупки билетов, принцип полета «из А в точку B» (то есть, без промежуточных посадок), малый набора услуг на борту и коммерциализация традиционно бесплатных сервисов, меркантильная топливная политика и т.д.
Кроме того, лоукостер просит от аэропортов преференций и скидок по линии пассажирского сбора, навигации, стоек регистрации, приема багажа и стоянки.
По словам гендиректора «Борисполя» Павла Рябикина условия, выдвинутые Raynair, привели бы к убыткам аэровокзала на уровне 2 млрд гривен в год.
«Для ГП «Борисполь», и для государства этот контракт будет невыгоден. Я обязан обеспечить выполнение финансовых планов и безубыточную деятельность предприятия», — озвучил свою позицию Рябикин 10 июля.
Он также сообщил, что Raynair в ультимативной форме потребовал фиксированную и безусловную ставку пассажирского сбора в 7,5 долларов, включая рейс Киев-Лондон (у МАУ он – 16 долларов, у British Airways – 26 долларов), а также право решать все споры между «Борисполем» и Raynair в английском арбитраже с использованием британской правовой системы.
Почувствовав общественную реакцию, выраженную тотальным негодование, премьер-министр Владимир Гройсман подключился к скандалу, анонсировав проверку от НАБУ и АМКУ переговоров «Борисполя» с лоукостером, а министр Омелян уже подал представление на увольнение Рябикина.
Также в правительстве выразили надежду, что руководство Raynair вновь сядет за стол переговоров, предложив перевозчику не отказывается от рейсов во Львов. Однако в компании заявили, что им «больше нечего добавить» в данном вопросе.
Позже, 13 июля, Рябикин на своей страничке в Facebook написал, что солидарен с премьер-министров относительно присутствия лоукост-компаний на украинском рынке.
«Для этого необходимо подготовить соответствующую нормативную базу. Мы восстанавливаем переговоры с Ryanair в формате Министерство — аэропорт «Борисполь» — Ukraine Investment Promotion Office», — подчеркнул он.
На момент написания материала реакции Raynair на слова Рябикина не было, и как будет развиваться ситуация пока неясно.
Примечательно, что на фоне скандала с Raynair начали появляться новости от его конкурентов. Так, стало известно, что в сентябре в аэропорту «Киев» («Жуляны») начнет работу азербайджанский лоукостер Buta Airways, который будет обслуживать направления в Тбилиси и Баку, а с октября – в Анталью и Тегеран.
Кроме того, Омелян анонсировал выход на украинский рынок компании Qatar Airways, которая с 28 августа будет осуществлять ежедневные перелеты «Доха- Киев».
Также авиакомпания Wizz Air объявила об увеличении операционной деятельности в Украине в 2018 году и открытии новых рейсов. Речь идет о новом Airbus A320 на маршрутах и о полетах в Лиссабон и Таллинн.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что скандал с Ryanair наглядно показал иностранным инвесторам, что в Украине им делать нечего.
«Скандал серьезно ударит по Украине, так как у нас очень любят заявлять громкие проекты, а потом просто «сливать» их. Это касается и «китайского экспресса», который пропал в степях Азии, а теперь разрушается очередной проект, который полностью находится в зоне ответственности Министерства инфраструктуры. В данном случае иностранным инвесторам было отчетливо показано, что им в Украине делать нечего. И нужно понимать, что проблемы Ryanair — это проблема украинской коррупции. Этот случай для иностранных компаний является наглядным примером того, что в нашей стране мало что поменялось, и нормальному бизнесу здесь делать просто нечего», — подчеркнул он.
А вот эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов говорит, что Ryanair «славится своим хамством в переговорах».
«Они (топ-менеджмент Ryanair – Ред.) реально сложные переговорщики, устаивают скандалы, «выкручивают руки», — рассказывает он.
На деле, фактов подтверждающих это, много. К примеру, в 2011 году компания пошла на закрытие своего отделения в Марселе из-за коллизий в трудовом законодательстве. А в 2012 году перевозчик решил сократить флот и маршруты в аэропорту Эдинбурга в связи с финансовыми пожеланиями аэровокзала, которые не понравились перевозчику. Кроме того, летом 2015 года Ryanair перенес свое представительство из Копенгагена в Каунас. На этот раз из-за распрей с датскими профсоюзами. После авиакомпания и вовсе покинула авиарынок Дании. В 2016 году лоукостер закрыл базу в Осло из-за введенного правительством Норвегии билетного налога. Добавим также, что Ryanair в ходе переговоров с аэропортом «Киев» («Жуляны») не нашел взаимопонимания с украинской стороной.
«Мы лет 15 пытались заманить в Украину Ryanair. Каждый профильный министр, который приходил, обещал завести эту компанию. Ибо это маркер: если появляется в стране Ryanair, значит в ней можно работать. Ryanair тоже нужна Украина. Они в Европе доросли до Lufthansa, и поэтому им нужно было искать новые рынки. Вначале они открыли базы в странах Балтии и Польше. Но в Россию не зашли. Но тут нужно понимать, что лоукост – это не более 2,5 часа полета. Это оптимальное для них расстояние. Поэтому из Лондона сюда летать невыгодно для лоукостера. Вот и возникла необходимость открывать дополнительную базу. Рябикин вообще в этой ситуации сидел на шпагате. С одной стороны, нужно было поддержать министра (Владимира Омеляна – Ред.) в его PR, суть которого – показать стремление снизить цены для пассажиров. С другой стороны, нужно было сделать так, чтобы завтра в аэропорт не пришли «погоны», — говорит эксперт.
Он также напомнил, что помимо пассажирского сбора в аэропорту «существует еще сбор в 2 доллара на развитие гражданской авиации, 4 доллара — на авиационную безопасность» и ряд других сборов.
«Ирландцы хотели все существующие сборы упразднить. Плюс был выставлен нереальный список требований, как бесплатные офисы в аэропорту (для понимания стоимость аренды квадратного метра офиса в «Борисполе» составляет 200 долларов). Они хотели рекламные площади бесплатно. И еще много чего. Но, для начала, в целый пакет нормативных актов нужно было внести изменения. Министр (Владимир Омелян – Ред.) пообещал все сделать, а по факту ничего не предпринял», — пояснил Коновалов.
Эксперт не считает, что произошло что-то непоправимое, хотя репутационные потери на международном уровне понесло Министерство инфраструктуры и Украина в целом.
«Рано или поздно Ryanair вернется в Украину — если не в текущем, то в следующем году», — прогнозирует он.
Эксперт уверен, что c Ryanair нужно именно так общаться, «хлопать дверью, выходить, а они потом тебя сами догонят. Ведь им мы тоже нужны».