Президент выступает за приватизацию на железной дороге. Некогда успешное госпредприятие слывет банкротом, его хотят взять и поделить.
«Начать дерибан миллиардов»
Президент Владимир Зеленский выступает за привлечение частного капитала на железную дорогу. «Укрзализныця», я считаю, это стратегическое предприятие. Но нужно думать, как получить там партнерство с частными, реальными инвесторами. Считаю, что без них будет очень сложно. Это предприятие — банкрот уже много лет», — заявил он.
Как известно, госкомпанию-перевозчика хотят выставить на частичную приватизацию, сняв запрет на продажу стратегических предприятий. Владимир Зеленский заявляет: «УЗ» не может быть не убыточным, а почти банкротом только потому, что компания дотирует пассажирское направление».
Между тем, железная дорога может удивлять. Так, в 2000 году ее убытки оценивались в 1,04 млрд. грн. (курс был по пять гривен за доллар). А в 2001-м «Укрзализныця» получила 41 млн. грн. чистой прибыли. Тогда генеральным директором государственной администрации железнодорожного транспорта стал Григорий Кирпа. С мая 2002 года он стал министром. За 2,5 года на этом посту Кирпа многое успел сделать: запустить скоростные поезда из Киева в Харьков и Днепропетровск, реконструировать несколько десятков вокзалов, возродить украинское тепловозостроение.
«За время шефства над украинской железной дорогой Кирпа успел себя зарекомендовать как эффективный хозяин. Убыточная отрасль стала приносить прибыль. В прошлое ушли взаимозачёты. Кровеносная система железной дороги наполнилась живыми денежными платежами. Зарплата идёт как часы, в системе «Укрзализници» развернуты колоссальные строительные и ремонтные работы», — писала журналист Юлия Мостовая в газете «Зеркало недели» в 2002 году.
После загадочной смерти министра в 2004 году, ходили слухи… «Известные в Украине люди, отмечают, что слишком много было охотников после победы «оранжевой революции» начать дерибан миллиардов гривен, вращающихся в транспортной отрасли», — констатировала газета «Сегодня» в номере от 19 июля 2007г.
История склонна к повторениям, «УЗ» снова в упадке, как до Кирпы. 37% магистральных железнодорожных путей эксплуатируется с просроченными сроками ремонтов, ежегодно требуют ремонта 2 тысячи километров железных дорог. В СМИ сообщалось: уровень износа всех 21,7 тысяч км путей «Укрзализныци» достиг 50%, а полной реконструкции требуют 27% всех магистралей.
Уровень износа подстанций для электрифицированных путей достиг уровня 67%, износ контактной сети — 55%. Парк специальной техники для ремонта железнодорожных путей уже изношен на 78%. «Бизнес предлагает разрешить частные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры на условиях концессии», — пишет uaprom.info.
Некогда отремонтированные вокзалы уйдут с молотка. Уже в нынешнем 2021 году вокзалы начнут передавать в концессию, сообщало мининфраструктуры. Первыми на очереди киевский и винницкий вокзалы, затем готовятся к концессии вокзалы Николаева, Днепра, Харькова и Чопа.
Там хотят устроить ТРЦ. Дескать, «чтобы вокзалы развивались и становились торгово-развлекательными зонированными комплексами». А те будут обеспечивать «всеми сервисами и удобствами пассажиров, что сейчас невозможно делать». Почему пассажиров стало невозможно обеспечить сервисом, не превратив вокзал в магазин, не объясняется.
«Что, если «Укрзализныця» остановится»
О грядущей распродаже заговорили в 2019 году, анонсировали избавление «УЗ» от «непрофильных» активов. «Будем продавать непрофильные активы. Это от 8 до 12 млрд грн. Маленький пример наших планов – концессия ж/д вокзалов. Хотим, чтобы небольшие невостребованные вокзалы превратились в большие транспортные хабы с торговыми центрами», – сообщил журналистам на экономическом форуме в Давосе министр инфраструктуры Владислав Криклий.
Теперь его сменил новый министр инфраструктуры — Александр Кубраков. Он — бывший глава «Укравтодора», но среди приоритетов своей деятельности называет железнодорожный транспорт. В частности- стабилизацию финансового состояния «Укрзализныци», оптимизацию расходов.
Кубраков отмечает, что в 2020 году доля автотранспорта почти сравнялась с долей железнодорожного транспорта, и «Укрзализныця», дескать, должна отвоевать потерянную долю рынка грузовых перевозок. Как в этом поможет повышение тарифов, он не пояснил. Но тарифы обязательно поднимут. «Мы точно это будем делать. Не для пассажирских, а грузовых перевозок. Это обязательно, потому что, если «Укрзализныця» остановится, потеряют все», — сказал новый министр.
Отметим, что для пассажирских перевозок расценки и так повышаются — по финансовому плану «Укрзализныци» до конца года стоимость билетов должна вырасти на 20%. Поэтапное повышение стартовало в марте, и ежемесячно цена растет на 2%.
В компании — постоянная смена руководства. После Майдана сменилось десять председателей правления. Последний — Владимир Жмак, работал с августа прошлого года, и был уволен в марте. В руководстве побывали иностранцы: поляк Войцех Бальчун (2016—2017) и серб Желько Марчек (5 февраля- 15 апреля 2020).
Причем Марчек был медиа-менджером в Украине, а Бальчун прибыл прямо из Польши, и выступал в Кабмине на польском языке. Сообщалось, что во главе украинской госкомпании он продолжал активную гастрольную деятельность в качестве рок-музыканта. Запомнился он тем, что объявил технический дефолт «УЗ».
Примерно с тех пор ведутся разговоры: разделить «Укрзализныцю» на три компании (компанию инфраструктуры, пассажирскую компанию, и предприятие грузовых перевозок), и частично распродать.
«В Европе пассажирские перевозки дотируются»
В 2018 году был обновлен наблюдательный совет. Тогда поясняли, что «Укрзализныця» и раньше имела наблюдательный совет, но он была «ненастоящим», состоял из украинских чиновников, а теперь будет настоящим, независимым. В набсовет вошли иностранные экономисты и менеджеры: швед Андерс Ослунд, немец Кристиан Кун…
Неожиданно Кун поведал, что во всех странах Европы пассажирские перевозки дотируются государством. «Например, в Германии пассажирские перевозки на региональном и межрегиональном уровне поддерживаются государственными дотациями на общую сумму в 8 млрд. евро», — сообщил он.
Теперь на сайте набсовета Кун не упоминается. Ослунд уволился в сентябре «От Зеленского получаем только оскорбления и препятствия», — заявил он на прощанье.
Среди оставшихся пяти членов набсовета работает бывший журналист Сергей Лещенко (пишут, что 17 февраля он задекларировал 332 062 грн вознаграждения за работу в качестве члена набсовета).
Летом прошлого года в интервью interfax.com.uа Лещенко рассказал, что раздел УЗ, по его информации может пройти пяти направлениям: грузовые и пассажирские перевозки, инфраструктура, ремонтная вертикаль и вертикаль непрофильных активов.
Со слов Лещенко выходит, что продать в первую очередь могут пассажирские перевозки. Он сетовал: «Мы уже год не можем выделить хотя бы пассажирскую вертикаль и перестать ее субсидировать за счет грузоперевозок».