Бездомные собаки: казнить нельзя помиловать

В одном только Киеве по минимальным подсчетам около 10 тысяч бездомных собак. Городские власти пробуют бороться с этим явлением, но предпринимаемые шаги малоэффективны. Люди жалуются на разгул бродячих стай во дворах и на улицах, а в Украине набирает обороты так называемое «догхантерство». В то же время на каждого догхантера находится представитель зоозащитной организации или общественности, который резко осуждает его точку зрения и поступки. Так что же такое догхантерство: зло во благо или неоправданное преступление, и что все-таки делать с бездомными собаками – выяснял ГолосUA.
Бездомные псы действительно нападают на людей
Проблема бродячих собак, естественно, характерна не только для Украины и стран СНГ, но и для всего мира. Но решают ее везде по-разному. Так, в странах Европейского Союза, США, Канаде, а также развитых странах Латинской Америки преимущественно пользуются схемой – «безвозвратный отлов и дальнейшее помещение в приюты». Обычно через две недели после того, как животное попадает в муниципальный приют его либо передают новым хозяевам, либо – в общественный или частный приют (так называемые «приюты ограниченного приема») , либо усыпляют. Но к эвтаназии собак в развитых странах уже практически не прибегают, так как, благодаря программам по стерилизации владельческих собак, количество бездомных животных уменьшилось в разы.
В странах Южной Азии и Африки, в свою очередь, применяют схему «отлов-стерилизация-возврат», но так как это не помогает уберечь население от вспышек бешенства и нападений , местные власти время от времени прибегают к массовым отстрелам и отравлением собак, иногда массовому отлову с последующим немедленным усыплением.
Что касается России и Украины, то бездомные псы здесь — это дичающие животные, которые были выброшены, или их потомки, в отличие от уличных городских собак-парий, характерных для городов Юго-Восточной Европы, Малой Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. И в России, и в Украине известны случаи спонтанного нападения бездомных стай на человека.
Не так давно в СМИ попала история Нины Князевой из поселка Назия Ленинградской области, которую бездомные собаки превратили в инвалида. Женщина уже 7 месяцев не может справиться с последствиями жуткого нападения и с ужасом вспоминает тот злосчастный день. Когда она вышла из дома и прошла всего 200 метров, то услышала собачий лай. Обернувшись, она увидела 7-8 собак, которые и терзали ее следующие полчаса. За это время они успели сделать несчастную женщину инвалидом.
«Как я кричала. Кости же было видно и мясо висело. Они меня сбили с ног и в клочья разорвали. Если бы я отчаянно не сражалась за свою жизнь, то насмерть бы загрызли», — вспоминает Н. Князева.
Реанимация и несколько сложнейших операций по пересадке кожи – такой итог нападения бездомной стаи на пенсионерку.
Украинский юрист и журналист Алексей Святогор утверждает, что именно оградить людей от подобных нападений и становится целью догхантеров, которым он и сам является уже несколько лет.
Догхантеров не любят, хотя в душе благодарят
По словам А.Святогора, подавляющее большинство людей хотят чувствовать себя в безопасности, в тишине и покое на улицах населенных пунктов, но не все готовы действовать.
«У нас же какое общественно мнение складывается? Все хотят, чтобы на улицах было чисто, но в то же время не любят дворников, которые подметают, якобы, за то, что они грязные. Все хотят, чтобы на улицах не валялись бутылки, но презирают бомжей, которые их подбирают и уносят. Такая же ситуация с догхантерами», — убежден он.
Устраняет собак А. Святогор при помощи препарата «изониазид», съев который собака погибает через 2-3 часа. Чтобы собака съела приманку, догхантеры добавляют в кусок ливерной колбасы таблетку изониазида и таблетку церукала — тогда животное не стошнит. От такой «вкусняшки» мало какая собака откажется, тем более, что кормят ее из руки в пасть – чтобы съела наверняка и чтобы какая-нибудь домашняя собака не отравилась приманкой, валяющейся на земле.
«Ветеринары и Национальный университет природных ресурсов выдали заключение, что отравление собак изониазидом один из самых гуманных способов после отстрела. Собаки погибают от гипоксии, то есть они просто чувствует сильную усталость и не испытывают особых страданий. Это достаточно цивилизованный способ. Есть другие методы — отравление препаратом «диклофенак», гидрохинононом, который использую фотографы, или антифризом, который заливается в радиаторы машин. Все эти способы дешевые и гуманные. Вот если люди начнут от безысходности начинять мясо рыболовными крючками, тогда собака действительно будет мучиться», — отмечает догхантер.
На сайте догхантеров «Вредителям.Нет» А.Святогор каждый день получает как гневные послания с угрозами от зоозащитников, жалобы граждан и просьбы помочь разобраться с агрессивными стаями собак, так и сообщения от желающих влиться в ряды догхантеров. У них даже есть свой манифест, где четко прописаны все правила. К примеру, там указано, что уничтожение бродячих собак, прежде всего, защита и обеспечение безопасности граждан, а не средство самопиара, уничтожение хозяйских собак недопустимо, за исключением момента их нападения на окружающих лиц, а также запрещено истребление кошек.
Власть деньги выделила, а воз и ныне там
Согласно муниципальной программе, утвержденной на 2012- 2016 годы, на принятие мер по борьбе с бездомными собаками в Киеве выделено 117 млн гривен. Если подсчитать количество бродячих псов, то получается – более чем по 10 тысяч гривен на одну собаку. Почему же до сих пор киевляне и гости столицы часто боятся пройтись по улицам города из-за диких свор? А.Святогор уверен, что все дело в казнокрадстве и даже подал иск против КГГА.
«Себестоимость «вкусняшки с изониазидом – 3 гривны. Если бы власть пошла этим путем, за неделю в столице был бы порядок», — уверен он.
Будучи юристом по профессии, А.Святогор ждет заседания Киевского апелляционного суда, где будет рассмотрен его иск против киевской власти за применение программы «Отлов-стерилизация-возврат», которую он считает неэффективной.
«В прошлом году в Украине было закрыто 70 общеобразовательных школ, в этом году планируется закрыть 180. Так на какие деньги открывать приюты для пожизненного содержания собак?», — возмущается он.
Кардинально другой точки зрения придерживается директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. По его мнению, догхантеры относятся к категории зоохантеров, а всех вместе он причисляет их к неофашистам.
«Зоохантеры разделяются на серию убийц: птиц – кроухантеры, кротов и крыс-редхантеры, хищных птиц – фалкахантеры. С точки зрения права это антизаконно — никто не имеет права стрелять и травить животных. Также это аморально жестокими способами ради баловства убивать зверей. Это осуждают все мировые религии», — сетует В.Борейко.
Также директор Киевского эколого-культурного центра убежден, что разрешение использовать в Украине пневматическое оружие калибром менее 4,5 повлияло на массовое развитие догхантерства.
Активисты Киевского эколого-культурного центра уже подготовили несколько законов в Верховную Раду, запрещающих пневматику и ужесточающих наказание за убийство животных.
Начинают с собак, заканчивают людьми?
Три года назад всю Украину потрясла днепропетровская история, когда 3 молодых людей из благополучных семей за месяц не ради материального обогащения совершили более 30 нападений. От их рук погибли 23 человека. Преступники убивали исключительно из наслаждения. Они нападали вечером, били по голове сзади, валили на землю и молотком уродовали лицо. Все это они снимали на мобильные телефоны, на которых позже следователи обнаружили также кадры издевательств над животными. Злоумышленники вспарывали животы беременным собакам, доставали оттуда щенят и  растаптывали их, задували строительную пенку котятам в рот и нос и наблюдали, как они умирают от удушья. Отдельным пунктом в обвинительном приговоре было жестокое обращение с животными. Убийцы получили пожизненное заключение.
Президент Ассоциации зоозащитных организаций Украины Ася Серпинская считает этот случай показательным.
«Они начинают с собак и птиц, а кто будет следующим? Бомжи, старики, женщины? Зоохантерами, в основном, являются представители молодежи, которая не реализовалась в других сферах. Они делают из убийства праздник, развлекаются таким образом. Собака бьется в судорогах от отравления изониазидом, дергает ножками, а они называют это «велосипед». Когда же собака умирает – говорят «ушла в мир сладких косточек». Они романтизируют убийство, любуются, наслаждаются смертью, хвастаются друг перед другом», — негодует А.Серпинская.
И ведь действительно, согласно исследованием, до 80 % взрослого криминала происходит из юношеской жестокости по отношению к животным. Не потерять грань между убийством в целях защиты от агрессивного животного и убийством с целью ощущения себя сверхчеловеком очень сложно. Остается надеяться, что в скором времени общественность таки заставит власть действенно, эффективно и гуманно разобраться с проблемой бешеных стай животных, как в Киеве, так и в Украине.

Читайте также по теме