Безголосая власть: почему Минюст угрожает расправой информационному агентству «ГолосUA»         

Власть возобновила атаки против оппозиционных СМИ. Похоже, ситуация с поддержкой политики зе-команды настолько плачевна, что принято решение выжечь полностью информационное поле. Останется только канал ДОМ и еще новая «Рада», которые обеспечат правильное вещание. Шаг влево, шаг вправо – побег из информационного концлагеря, который сегодня создает команда Зеленского, используя судебные рычаги давления, санкции Совбеза и репрессии СБУ. Такой себе «не джентельменский набор»…

После того, как в феврале нынешнего года незаконным решением СНБО были прямо в эфире отключены телеканалы ЗИК, Ньюсван и 112-Украина, власть вошла во вкус борьбы с нелояльными медиа. Были потрачены миллионы украинских гривен и сотни тысяч долларов для создания специальных мониторинговых центров, отслеживающих «несервильные» СМИ и журналистов. Одного «Миротворца» оказалось мало, пришлось плодить армии доносчиков и шептунов из числа декоммунизаторов, люстраторов, профессиональных патриотов, агентов внешнего влияния. Для каждого неугодного издания или телеканала создавались специальные «крючки»: одних делали агентами Кремля, других клеймили «сепаратистами», третьих обвиняли в приверженности коммунистической идеологии. В общем, все, что выходило за рамки спецзоны, созданной при Порошенко, и поддержанной его сменщиком Зеленским, гасилось судами и СБУ. Достаточно вспомнить, как рьяно спецслужбы боролись с красными флагами на крыше полуразваленной хаты в одном из сел, как преследовали людей в футболках с советской символикой и шапках с кокардой. Ну да, других проблем у украинских чекистов нет, а красное знамя и георгиевская ленточка прекрасно отвлекают и от зашкваров по делу вагнеровцев, и от громких расследований с участием «слуг народа», торгующих с Л/ДНР. Власти нужны «глушилки» резонансных скандалов.

Именно поэтому 13 декабря Окружной административный суд Киева принял решение о прекращении деятельности информационного агентства «ГолосUA». Основанием для преследования журналистов и издания стали две публикации 22 апреля и 9 мая прошлого года, в которых, по мнению властей, фигурирует запрещенная символика. Дело в том, что лидер Компартии Петр Симоненко 22 апреля 2020 года, в 150-летие со дня рождения Ленина напомнил украинцам об этом историческом факте, которому, кстати, Украина обязана своим созданием. А 9 мая минувшего года поздравил соотечественников с Днём Победы на фоне красного знамени Победы, под которым в годы Великой Отечественной войны сражались и погибли более 8 миллионов украинцев. Обычное изложение исторических фактов. Тем более, что сам Президент Зеленский недавно поздравлял украинцев и с днем освобождения Киева, и с днем освобождения Украины от фашистов. Говорил о преклонении перед подвигом советских солдат, призывал чтить память борцов с нацистскими захватчиками. Под чьим руководством, и под каким флагом была добыта победа, гарант сознательно не упоминал. Но если копать так же тщательно, как Вятрович под «ГолосUA», то и Зеленского можно обвинить в прославлении «украинских оккупантов».

Однако, ни Минюст, ни СБУ Президента на допросы вызывать не стали: достаточно того, что за последний год Зеленский проиграл 7 громких судебных процессов в Верховном суде. В том числе, связанных с информационными вопросами.

Поэтому куда безопасней рассказывать о том, как «ГолосUA» покушается на основы нацбезопасности и декоммунизации, а значит, не имеет права на свободное, независимое освещение событий. «Вес» таким обвинениям придает участие в деле представителей СБУ. Ну, действительно, не в деле же «вагнеровцев» им копаться! Куда большую угрозу представляют статьи о ленинском юбилее и 9 мая. Впрочем, чему удивляться, если главный декоммунизатор Вятрович ранее заведовал архивами СБУ. Он, Малюська и Баканов сегодня стали той самой «тройкой», «органом внесудебной расправы НКВД», которые так беспощадно громят нынешние борцы с «большевистским режимом».

Почему сегодня эта «тройка» судит «ГолосUA»? Почему реанимировано дело, которое еще в ноябре было фактически закрыто, так как Окружной административный суд Киева признал незаконность приказа Министерства юстиции Украины о несоответствии деятельности агентства закону о декоммунизации? Суд первой инстанции постановил отменить приказ Минюста.

Адвокаты уже тогда указали на массовость нарушения норм материального и процессуального права, которые допустило ведомство Дениса Малюськи, «сшивая» дело против неугодного СМИ.

Во-первых, основанием для проведения правовой экспертизы стало письмо Украинского института национальной памяти, которое касается совсем другого юридического лица. Привлекать другие научные учреждения Минюст посчитал лишним. То есть, субъективные выводы Вятровича теперь приравнены к нормативному документу? Интересное трактование закона…

Во-вторых, правовая экспертиза для вынесения решения о прекращении деятельности СМИ заняла один день, вместо положенного месячного исследования. «Минюст почему-то утверждает, что экспертиза проводилась одним днем. Это априори невозможно. Порядком предусмотрен 30-дневный срок для проведения экспертизы. Что мы имеем? В мае 2020 года СБУ обратилась в Минюст, а экспертиза фактически закончилась в октябре. Более пяти месяцев. Все сроки были фактически нарушены», – отмечала адвокат издания Ирина Ивасюк.

Но главное, сами представители Минюста признали, что решение против информационного агентства выносилось на основе политических предпочтений заказчиков, а не базировалось на нормах закона. «Фактически законодательство не предусматривает обращение к любым научным учреждениям, а также проведение любых экспертиз, кроме правовой», – заявила представительница Министерства юстиции Светлана Россоха.

Но если так, для чего опираться на домыслы УИНП? Чтобы как-то сохранить хорошую мину при плохой игре, та же Россоха ссылалась на то, что, «произнесения речи на фоне копии Знамени Победы является нарушением закона о декоммунизации». Как и распространение копий символов коммунистического режима. А кто доказал, что Симоненко выступал на фоне копии Красного знамени? Проводилась ли экспертиза материалов и действительно ли они являются копиями, ответчик Минюста ответить затруднился. А заслушать свидетелей суд не посчитал нужным. Впрочем, и без этого заседание показало несостоятельность обвинений власти.

Почему мы так тщательно описываем малейшие детали прохождения этого дела в суде? А чтобы показать: несмотря на слабость доказательной базы желание прикрыть рот ГолосUA никуда не делось. Не сработал иск о нарушении закона про декоммунизацию? Давайте вообще «прихлопнем» издание, которое не просто заступалось за оппозиционные телеканалы, закрытые внеправовым способом через решение СНБО, но и призывало к журналистской консолидации, к совместному противостоянию медийным репрессиям. А вот это по настоящему опасно для власти, которой выгодно «разделение» СМИ на своих и чужих. Отличным маркером здесь может служить и пикник, где Президент кормил шашлыками правильных журналистов, и избирательность аккредитации на недавний пресс-марафон с участием главы государства. Кормят и приглашают только тех, кто создает теплую информационную ванну для гаранта, остальным – санкции СНБО и судебные преследования. В том числе, и за поддержку незаконно закрытых каналов холдинга «Новости».

«Когда в ноябре минувшего года «ГолосUA» получило уведомление от Минюста, что мы якобы нарушаем украинские законы, для меня стало очевидным, что стартовала настоящая зачистка неугодных СМИ. Тогда своим коллегам я сказала: «Сегодня пришли к нам, а завтра, не исключено – к вам!» К сожалению, так и случилось: решением СНБО были выключены телеканала ЗИК, Ньюсван и 112. Это откровенный позор власти, Президенту Зеленскому и той молодой команде, которая еще не доросла до принятия подобных решений!

Ни в одной цивилизованной стране подобные вещи даже во сне не могли бы произойти! Но Украина очень далека от цивилизационных процессов: аргументированной дискуссии, умению слышать, сопереживать, делать выводы и адекватно реагировать.

Такие беззаконные решения по запрету телеканалов возможны еще и потому, что наше журналистское сообщество – очень разрозненно, разодрано на части, как и наша страна. И очень глупо некоторым из нас сегодня хлопать в ладоши, когда закрываются целые телеканалы. Неужели вы не понимаете: если начало положено, то в любой момент таким же способом расправятся с каждым, и неважно, что вы топовый журналист Плюсов, Прямого или ТРК Украина.

«ГолосUA целиком и полностью поддерживает коллег из оппозиционных телеканалов. Наше агентство сейчас продолжает защищать справедливость и свою репутацию в украинских судах. Очевидно, что и вам придется идти по этому пути…», — спрогнозировала директор агентства ГолосUA Оксана Ващенко

И как в воду глядела. Сегодня от «наездов» власти отбиваются и СМИ Ахметова, и телеканалы Порошенко, а их владельцы вынуждены переписывать медиа-активы на журналистов – чтобы избежать попадания под закон о деолигархизации. В общем, для одних декоммунизация, для других – деолигархизация, для третьих – демосковизация. На каждый неудобный роток есть свой платок. И неважно, есть ли какие-то правовые основания для преследования. После того, как общество и «неполживые СМИ» согласились с тем, что суд и закон осуществляет ветеринар Данилов, власть пошла по беспределу. А самое циничное, что борьбой с неугодными СМИ занимаются институции, призванные стоять на защите прав и свобод граждан. «Тот же Минюст, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания… Очень часто разночтения законодательной базы в угоду тем или иным «хотелкам» власти, приводят к гонениям средств массовой информации. Для одних используется незаконно закон о санкциях, где-то идут обращения в суд от Нацтелерадио», – обратил внимание глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко. А доктор политических наук, профессор Валентин Якушик заявил, что украинская власть зачищает все, что выглядит хоть чуть-чуть оппозиционно, поскольку руководство государства ведет борьбу против любого свободомыслия и рациональности. То есть, речь даже не об откровенной оппозиционности, а о запрете на логическое мышление, на сопоставление фактов, на трезвые выводы.

«Они сейчас расширяют тот сегмент вырезанных политических течений, которые являются легитимными для этой власти. Они борются против левых, против русофилов. Рационально мыслишь – все, опасно», – отметил эксперт.

Комментируя решение Окружного административного суда Киева о прекращении деятельности агентства «ГолосUA», Якушик отметил, что для борьбы с независимыми СМИ власть использует несколько рычагов влияния.

«Первое – революционная деятельность, то есть, через революционный орган СНБО: запрещать, давить, полный беспредел. Второе – через суд: псевдосудебные решения. А третье – это просто ложь со стороны нанятых журналистов и блогеров. При этом эти нанятые фигуры могут менять свою позицию, но все равно в любой момент будут использоваться властью», – пояснил технологию Якушик.

Конечно, остается крошечный шанс, что решение Окружного административного суда Киева о прекращении деятельности информагентства «ГолосUA» — это халатность, связанная с некомпетентностью зе-команды во всех сферах. Иначе, как объяснить, что принятое 8 ноября судом решение в пользу информационного агентства, уже через месяц снова оказывается в работе у ОАСК? И по нему выносится уже совершенно противоположный вердикт.

Не знаю, можно ли исправить ситуацию только одной журналистской солидарностью… Ведь СМИ расколоты точно так же, как украинское общество. И, например, митинги протеста журналистов закрытых каналов Медведчука не произвели никакого впечатления ни на суды, ни на власть, ни на международную общественность. Зато грантовые СМИ, вроде «Схем» или «Радио «Свобода», западные борцы за свободу слова, «амнистии» и «журналисты без границ» защищают оперативно и с пеной у рта. Проще говоря, внешние кураторы Украины сами провели этот водораздел, между правильными и неправильными СМИ, а Зеленский только воспользовался этими маркерами в своих интересах. Хотя после выборов очень большие были надежды как раз на Зеленского, как выходца из медиа-среды – что медиа будут работать. Все, независимо от политической палитры, независимо от уровня критики власти. Да и сам гарант не раз публично обещал это. А на деле, закрутил гайки свободе слова круче, чем его предшественник Порошенко.

Читайте также по теме